В бой идет один Воеводин
Суд прекратил дело в отношении бывшего гендиректора "ВСМПО-Ависма" Михаила Воеводина и экс-директора корпорации Артема Кисличенко, которых обвиняли в злоупотреблении полномочиями. Они закупали титановую руду для предприятия по завышенной цене у офшорной компании Minerals and Metals Group, хотя позже выяснилось, что ресурс поставлял прежний партнер "ВСМПО-Ависма" из Казахстана.
Вместо срока заключения они возместили ущерб и отделались судебным штрафом. Удивительно мягкое наказание, которому сложно найти объяснение.
"ВСМПО-Ависма" - стратегически важное предприятие, которое на 25% принадлежит госкопрорации "Ростех". Оно производит титан и изделия из него, которые крайне востребованы в оборонной и авиационной промышленности. Сам же Воеводин работал на предприятии с незапамятных времен, был на хорошем счету у руководства страны, даже получил орден Дружбы из рук Президента. Стал бы он влезать в подобные махинации?
При этом родная корпорация "Ависма" еще и подала иск к Воеводину на 4 млрд рублей. Его суть не сообщалась, однако можно предположить, что связано оно было именно с вышеназванной ситуацией. Еще более удивительно, что уже в октябре 2020 года (дело возбудили весной) компания пошла на мировую с Воеводиным. А по уголовному делу итоговый ущерб оказался "всего" 43,6 млн рублей, и Воеводин его "погасил" своими силами.
Похоже, в "ВСМПО-Ависма", или же в самом "Ростехе" посчитали, что с иском на 4 млрд рублей несколько перегнули палку, и он лишь способствует привлечению внимания к скандалу. Поэтому и дали заднюю?
В "схематозе" трудно заподозрить и Minerals and Metals Group, основной акционер которого China Minmetals Corporation (CMC), китайское государственное предприятие. Как в Китае поступают с коррупционерами - всем известно.
"Сесть" на бюджеты
Что касается Игоря Завьялова, в последнее время ходит много слухов о его возможной отставке с поста заместителя "Ростеха".
С отставкой и уголовным делом Воеводина скандалы вокруг "ВСМПО-Ависма" не прекратились. В следующем же месяце внезапно "возбудилась" Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Она потребовала запретить любые сделки с активами акционерам АО "АлТи Фордж". Это - дочерняя структура "Ависмы". С ней был связан самарский металлургический завод, выполняющий госзаказы стратегического характера от оборонных ведомств.
Антимонопольщики посчитали, что "АлТи Фордж" стала подконтрольной зарегистрированным в Нидерландах компаниям "Nederland Holding B.W" и "Kawneer Nederland B.V", за которыми стоит американский бизнесмен Пол Сингер. И это в условиях, когда на Россию уже было наложено множество санкций со стороны американцев и их европейских сателлитов.
Удивительно, но происходящее осталось без внимания заместителя Чемезова Игоря Завьялова. Но ведь именно он отвечает в госкорпорации за финансы, инвестиционную политику и оценку эффективности вложений! А может, он специально сделался глухонемым в этой ситуации?
Ведь, как оказалось, прямое отношение к "АлТи Фордж" имеет и бизнесмен Николай Тимохин, который как писали СМИ приходится ему зятем. Ранее АО "АлТи Фордж" было совместным предприятием "Ависмы" с иностранным инвестором. Со стороны "Ависмы" ее учредителем было АО "Арконик СМЗ". Которое, в свою очередь, ранее контролировало компанию "Алюминий металлург рус" (АО "АМР").
В 2015 году 100% АО "АМР" приобрела компания "Ляйнен" - это дочернее предприятие "Ступинской металлургической компании" (СМК, ранее "Ступинская титановая компания"), конечным бенефициаром которой считается Николай Тимохин. То есть он также мог иметь отношение к этой истории.
При этом тот же АО "АМР" - один из крупнейших поставщиков по госконтрактам для структур, связанных с "Ростехом". Общая сумма перевалила за 1,5 млрд, а крупнейшим контрагентом является АО "Компания "Сухой" (382 млн), которая входит в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК), являющуюся частью "Ростеха".
Новости по теме: Земельные активы Межтопэнергобанка могут уйти за копейки
Не без контрактов, мягко говоря, живет и "Ступинская металлургическая компания", коих у нее набралось на сумму 6,7 млрд рублей. Большая часть, как вы уже догадались, с предприятиями, имеющими отношение к "Ростеху" - АО "НПЦ Газотурбостроения "Салют" (почти 5 млрд), ПАО "ОДК-Сатурн" (885 млн) и ряд других.
Складывается впечатление, что вокруг Сергея Викторовича собрались люди, которые прекрасно "кормятся" с госзаказа.
Похоже, что доходы господина Тимохина, базирующиеся на поступления из казны, позволяют ему вольготно себя чувствовать и вкладываться в другие бизнесы. Вчера стало известно, что он выкупил долю другого скандального предпринимателя Виталия Мащицкого в КАМАЗе.
Господина Мащицкого называют другом детства Сергея Чемезова, поэтому и здесь без его влияния могло не обойтись. Ранее Мащицкий неоднократно светился в скандалах, он тесно связан с офшорным бизнесом и много раз был героем наших публикаций. В одном из последних материалов предполагалось, что глава "Сбербанка" Герман Греф мог содействовать выкупу крупных логистических парков в интересах, предположительно Мащицкого.
"Презренный" металл
А истоки можно провести с момента краха металлургического холдинга "Русспецсталь", которой руководил господин Завьялов. Напомним, что именно в результате банкротства "Русспецстали" Николай Тимохин оказался владельцем "Ступинской титановой компании". Более того - "Русспецсталь" могли обанкротить намеренно.
Напомним также, что в нулевые годы главным бухгалтером "Рособоронэкспорта" (входит в "Ростех") трудилась супруга Завьялова Лидия. А в 2007 году ее муж Игорь с легкой руки Сергея Чемезова превратился в председателя совета директоров "Русспецстали", где у "Ростеха" было 25% долей.
Именно при Завьялове холдинг выкупил "Ступинскую титановую компанию", которая наряду с другими активами должна была стать базой холдинга. И именно при Завьялове "Русспецсталь" была обанкрочена, как и значительная часть ее активов. А самые "вкусные" оказались у нечужих, судя по всему, для Завьялова людей.
Это уже даже не "партнерство", это похоже на семейное предприятие под сенью российского государства. И за всем этим может стоять господин Чемезов, который превратился едва ли не во всесильного госчиновника. И, кажется, любит заниматься сомнительными делами, но не напрямую, а через свои "руки".
Одной из таких рук может быть и бизнесмен Павел Морозов. Ранее "Блокнот" писал, что за Морозовым и АО "Акрон Холдинг" могут стоять именно интересы главы "Ростеха". "Акрон Холдинг" - один из крупнейших вертикально-интегрированных металлургических холдингов России. И в нем уже давно все не слава Богу.
В 2020 году, уже после возбуждения уголовного дела против Михаила Воеводина, стало известно, что на "Акроне" прошли масштабные обыски силовиков, которые могли быть связаны с неуплатой налогов аж на 400 млн рублей дочерней структурой группы - ООО "Самарская Металлоломная компания". Об этом писал Forbes.
К слову, "Акрон Холдинг" до 2021 года был записан на кипрский офшор "РУСМЕТАЛ ИНВЕСТМЕНТС ЛИМИТЕД", так что деньги эти давно уже могли быть выведены из страны.
И почему это вдруг офшор перестал владеть "Акроном"? Концы в воду?