Родионов против всех
По сведениям корреспондента УтроNews, к скандальному ульяновскому олигарху Михаилу Родионову могут возникнуть очередные вопросы у силовиков. Сможет ли он оправдаться на этот раз?
Михаил Родионов – ульяновский миллиардер, экс-депутат Заксобрания области, который не раз попадал в поле зрения правоохранительных органов. Каждый раз ему удавалось выходить сухим из воды.
Как утверждают авторы сайта Ulnovosti.ru, якобы Родионову все сходит с рук, потому что он финансово помогал бывшему губернатору области Сергею Морозову, однако официального подтверждения этой информации, разумеется, нет.
В то же время еще один предположительный ставленник Родионова, экс-мэр Ульяновска Дмитрий Вавилин, долго не продержался на своем посту.
Новости по теме: Уволенный с треском прокурор Анапы Александр Фоменко за невероятные заслуги трудится «безопасником» СК РФ по республике Крым
И Морозов, и Родионов могут быть связаны с первым заместителем мэра Ульяновска Михаилом Сычевым. Как писал «Коммерсант», чиновнику инкриминируют мошенничество в особо крупном размере при безвозмездной передаче двух зданий в собственность Симбирской епархии, за которым якобы стоял личный денежный интерес Морозова
В свою очередь, епархия передала здания предпринимателю Сергею Кузнецову, владельцу 88% в ООО «Микс», которое сейчас находится в залоге у банка «Венец», принадлежащего однопартийцу Сычева Родионову. Но об этом банке позже.
В 2017 году областное управление Следственного комитета пыталось лишить Родионова мандата, после того, как его обвинили в уклонении от уплаты налогов в особо крупном размере (п. «б» ч. 2 ст. 199 УК РФ), а также в мошенничестве в особо крупном размере (незаконном получении субсидий на 200 миллионов рублей), однако коллеги-депутаты грудью встали на его защиту.
Следком отправил в областной парламент целый пакет документов, подтверждающий, что Родионов систематически перечислял деньги за рубеж, а также являлся и является единственным учредителем и владельцем фирмы «Вендай», зарегистрированной на Сейшельских островах.
Но депутаты посчитали, что эти материалы ничего не доказывают – они обратились в несколько ведомств с просьбой подтвердить эту информацию, хотя известно, что ни Банк России, ни Росфинмониторинг не обязаны ее раскрывать.
В декларации о доверительной собственности, подписанной 8 апреля 2014 года, указано, что Родионов передал 1000 акций «Вендай» гражданке ЮАР Джоан Элизабет Сниман. В суде Ульяновска он пытался доказать, что не имеет никакого отношения к «Вендай», однако его доводы сочли «надуманными». Суд признал, что госпожа Сниман является номинальным владельцем акций сейшельской компании. Эту же позицию высказал и областной суд, где защита Родионова пыталась обжаловать решение районного суда.
Но не офшорами едиными. Еще в 2010 году против Родионова возбудили уголовное дело по статье «Фальсификация доказательств». Дело касалось продажи пяти АЗС компаниями «Фонд РМ» и «Витим», которыми в тот момент управлял олигарх, «Ульяновскнефтепродукту». Сделка была заключена в 2002 году, однако УФАС по Ульяновской области опротестовала решение и в мае 2005 года признала ее через суд недействительной.
Кроме того, в ноябре 2007 года Родионов был обвиняемым по делу о наезде на двух милиционеров в Самарской области. Спустя два года Следком прекратил расследование – по официальным данным в связи с отсутствием в действиях Родионова состава преступления.
Не менее интересно и другое детище Родионова – пивоваренный завод «Трехсосенский». В 2019 году он инициировал собственное банкротство, процедура еще официально не завершилась. Стоит также отметить, что доля завода сейчас находится под обременением у немецкой компании.
Новости по теме: Земельные активы Межтопэнергобанка могут уйти за копейки
В 2021 году налоговая служба предоставила Родионову достаточно времени для погашения налоговой задолженности – он задолжал родному государству 11 млрд рублей, результаты проверки датированы августом 2019 года.
После этого пивзавод «Трехсосенский» одновременно пытался обанкротиться и отбиться в арбитражных судах от ФНС России от выставленных налоговых претензий. В конце прошлого года у него это получилось.
В 2016 году следствие обнаружило 200 миллионов незаконно полученных Родионовым субсидий для «Трехсосенского». Небедному Родионову, казалось бы, субсидии и не нужны, особенно после возбуждения уголовного дела. Но «вливания» продолжились. Как утверждают авторы сайта Ulnovosti.ru, якобы в 2018 году пивовар получил более 514 млн рублей субсидий, в 2019 — ровно миллиард.
Про любопытную историю с главбухом «Трехсосенского» писали авторы телеграм-канала Mash. По их версии, Татьяна Сулейманова якобы попыталась скрыть незаконно украденные 26 миллионов рублей у своих родителей. Слабо верится, что если это делалось, то без «отмашки свыше».
При всем при этом завод также обвиняли в нелегальном производстве пива. Правда, сам Родионов мало того что открещивался от этих заявлений, но еще и пытался добиться возмещения морального ущерба, подавая иск о защите чести, достоинства и деловой репутации, несмотря на то, что его оппоненты подтверждали свои слова фактами.
В октябре 2020 года с претензиями к Родионову и «Трехсосенскому» внезапно возникла немецкая компания КХС ГмбХ (KHS GmbH). Она требовала более 20 млн рублей (порядка 300 тыс. евро) и неожиданно, несмотря на то, что ФНС пыталась добиться отклонения иска, исходящего от недружественного государства, выиграла дело.
Официально ни Родионов, ни его юристы не комментировали суд. В связи с этим возникает вопрос: возможно ли, что Родионов сам хотел вывести свои деньги при помощи немцев? Кстати, у этой немецкой организации есть и дочерняя компания – «КХС РУС». Несмотря на близкие и тесные связи с недружественной страной, она продолжает работать в России.
Возможно, что Родионов, которого не касаются никакие зарубежные санкции, несмотря на его внушительные активы и значительное влияние, лично связан с некими бенефициарами за границей. Поговаривают, что он большую часть жизни проводит «за бугром». Зарабатывает здесь, а потом выводи в Сейшельские офшоры?
Помните, упомянутую в начале материала историю о банке «Венец»? Единственный банк Ульяновской области принадлежит олигарху лишь формально — 46 процентов акций были у его жены Лилии. По информации СМИ, через него олигарх мог проводить финансовые операции, связанные со схемой уклонения от налогов. Известно, что в банке даже проходили обыски. Однако, как и обычно в случае Родионова, история с «Венцом» счастливым и легитимным концом не закончилась.
Несмотря на все сложности и проблемы, банк «Венец» продолжает существовать и по сей день. Правда, связи с Родионовыми доказать сложно – на текущий момент учредители банка официально скрыты. Что, впрочем, вполне возможно говорит о том, что Родионов по-прежнему контролирует банк.
С заводом «Трехсосенским», с «М-Комом», «Востокинвестнефтью» и «ВСК» напрямую связана супруга олигарха Лилия. Возможно, что он использовал ее для осуществления своих финансовых операций. Но, видимо, что-то пошло не так. Возможно, работать «через супругу» у Родионова уже «не прокатывает» — слишком подозрительна его деятельность. Поэтому есть предположение, что он ищет сейчас другие пути, в том числе и через немцев. Привлечет ли это внимание силовиков? Покажет время.