Список партии "Новые люди" на выборах в Гордуму Екатеринбурга возглавит Сергей Козлов, бенефициар ГК "Априори". Он считается близким к УГМК Искандера Махмудова и Андрея Козицына - "Априори" предоставляет юридическое сопровождение целому ряду проектов УГМК, включая девелоперские. В сети его даже называют "юристом УГМК".
Предполагается, что "Новые люди" станут площадкой для продвижения в Гордуму промэрских кандидатов. Промэрских - значит и прогубернаторских, ведь градоначальник Алексей Орлов считается человеком главы региона Евгения Куйвашева, они долгие годы работали бок о бок еще до того, как переехали в Екатеринбург.
Что же касается УГМК и Махмудова с Бокаревым, то это, возможно, будет уже не первая попытка влиять на политические процессы через своих людей. Ранее УГМК мог отметиться финансированием целого ряда политических структур - от "Единой России" до канувшей в Лету СПС и едва живого "Яблока".
О политической "всеядности" бенефициаров УГМК - в материале корреспондента The Moscow Post в Свердловской области.
Прежде всего, что могло свести "Априори" и УГМК? "Априори" господина Козлова называет себя ни много, ни мало, "юридическим концерном", действует в ряде регионов России. И часто ее работа сопровождается скандалами.
Новости по теме: Земельные активы Межтопэнергобанка могут уйти за копейки
В 2018 году разгорелся один из самых громких из них. Тогда в Твери в отношении ряда сотрудников компании следственным управлением УМВД было возбуждено уголовное дело сразу по двум статьям - "Преднамеренное банкротство" и "Незаконное образование юридического лица". Об этом пишет "ТВТверь".
По версии следствия, злоумышленники помогали фирмам уклоняться от уплаты налогов путём так называемой "налоговой миграции" - у субъектов предпринимательской деятельности менялся юридический адрес и руководители, а директорами назначались подставные лица. Затем начиналась процедура ликвидации или банкротства организации.
Если это именно та "Априори", которая ныне действует под руководством господина Козлова, то нетрудно догадаться, что такие юристы могут оказаться Махмудову и Бокареву весьма и весьма полезны. Ранее бенефициарам УГМК пытались приписать самые разные грехи, включая даже рейдерские захваты. И уж точно такие кадры не потеряются во власти Екатеринбурга - вот вам и "Новые люди".
При этом структуры Козлова наверняка рассчитывают на то, что им удастся плотнее "присосаться" к бюджетам. Ведь его фирмы (ООО "Оценочная Компания "Априори", ООО "Юридическая Компания "Априори") уже сейчас являются получателями госконтрактов – правда, пока небольших. Но попадание в Гордуму наверняка положительно скажется на их объемах.
В свою очередь Козлов и его юристы, находясь во власти, могут оказать положительное (для Махмудова и Ко) влияние на скандалы, связанные с самой компанией. Чего только стоит история с комбинатом "Святогор" (входит в УГМК), которому не раз приписывали масштабное загрязнение уральских рек. Год назад "Святогор" получил очередной штраф за загрязнение окружающей среды, но это лишь один случай из многих.
Все это вызывает острую реакцию экологов и просто местных жителей. И подобная практика продолжается на протяжении не лет, а уже десятилетий. И, похоже, будет продолжаться и далее – нерушимость империи обеспечат в том числе и "Новые люди"?
Слияние бизнеса и власти
Попытки крупного бизнеса влиять на политические процессы через своих представителей во власти не новы. Это обычная практика, и далеко не только в России. В 2019 году стало известно, что в УГМК продвигал своего человека, бывшего директора АТН (медиа-актив Махмудова) Виктора Шадрина в администрацию Евгения Куйвашева. И это лишь один частный случай.
В сентябре состоятся выборы в Гордуму Екатеринбурга. Они пройдут по новым правилам, которые с горем пополам продавила команда мэра Алексея Орлова. Речь шла об увеличении числа одномандатных округов с 18 до 25, и о сокращении списочных мест в думе с 18 до десяти, что делало бы избирательный процесс удобнее для "администрирования" со стороны команды губернатора.
На прошлой неделе после весьма скандальных общественных слушаний это решение удалось провести в жизнь - за соответствующие поправки в Устав проголосовали депутаты Гордумы. Далось это Орлову и Ко нелегко. А главная идея, по-видимому, была ограничить влияние группы депутата Виталия Кочеткова, который часто выступал оппонентом инициативам властей.
Судя по всему, после внесения поправок конфликт с Кочетковым был исчерпан - он понял, что лучше работать в одной "упряжке" с командой губернатора, а то можно и вовсе без мандатов остаться. В результате, как пишет Ura.ru, на предстоящих выборах команда губернатора поддержит пул одномандатников Виталия Кочеткова. Но остается другой вопрос - представленность в новом созыве интересов крупного бизнеса, на который опирается и сам Куйвашев.
УГМК - одно из ключевых предприятий Свердловской области, один из самых крупных работодателей и налогоплательщиков. Не учитывать его интересы Куйвашев не может, точно также, как Махмудов и Козицын не могут игнорировать "пожелания" губернатора.
Новости по теме:
Однако серьезного, системного представительства во власти Свердловской области УГМК добиться не удавалось. Те же интересы и у других крупных интересантов - "Ренова" Виктора Вексельберга, "Синара" Дмитрия Пумпянского, и т.д. Места на "поляне" для всех может не хватить.
При этом "Новые люди" - ныне идеальная политическая сила, чтобы "зайти" через нее в нужные кабинеты. У нее нет такого негативного шлейфа, как у "Единой России", она декларирует концентрацию на проблемах малого бизнеса и простых людей. УГМК, конечно, бизнес немалый - и от такого спонсора "Новые люди" вряд ли откажутся.
Если инсайдерская информация верна, получается, что Искандер Махмудов мог договориться и с "Новыми людьми", и с администрацией Куйвашева. Что могло стать условиями возможной сделки - неизвестно, но это наверняка касается будущих решений Гордумы в пользу УГМК.
Куйвашев же наверняка рассчитывает на поддержку Махмудова и на предстоящих выборах губернатора, не только Гордумы. Повторимся, на предприятиях Махмудова, не только УГМК, работает много людей, которые могут "правильно" проголосовать с подачи руководства. Не говоря уже о том, что любая избирательная кампания нуждается в финансах, которые у Махмудова и Козицына имеются.
Принципы – ничто, влияние – все?
Если обратиться в прошлое, можно обнаружить целую серию попыток влияния УГМК на политическую сферу страны. Причем его бенефициары демонстрируют редкую политическую "всеядность".
В 2016 году стало известно, что УГМК становится едва ли не главным финансистом "Единой России", которую в Свердловской области, напомним, возглавляет лично губернатор Евгений Куйвашев. Ранее эта нагрузка лежала на ГК "Ренова". Свою лепту тогда обещала внести и "Русская медная компания".
Тогда же в свердловское правительство были назначены три новых высокопоставленных чиновника, имеющих тесные связи с УГМК: министром здравоохранения стал Игорь Трофимов, министром агропромышленного комплекса и продовольствия - Дмитрий Дегтярев, министром строительства и инфраструктуры - Михаил Волков. Об этом пишет Ura.ru.
Отметим, что в 2022 году и вовсе стало известно, что Андрей Козицын якобы решил вырастить новую политическую элиту из топ-менеджеров своей компании. Якобы, отныне они обязаны иметь не только экономические, но и политические компетенции. А в качестве примера приводится приход главного пиарщика УГМК Алексея Свалова депутатом в ЗакСобрание региона.
При этом Свердловская область считается достаточно протестным, либеральным регионом. Вкупе с негативным шлейфом "партии власти" это дает возможности делать ставку на другие политические силы - например, на прошедших в Госдуму "Новых людей".
Но "заходы" были не только через "Единую Россию". Достаточно вспомнить, что УГМК мог спонсировать Алексея Гордеева на пост губернатора Воронежской области в 2014 году. А причина могла быть проста - у УГМК в регионе серьезные интересы, и местные общественники мешали ей разрабатывать медно-никелевые месторождения.
В ту ситуацию глава региона не вмешивался. При этом "затравку" Махмудову Гордеев кинул еще в 2012 году, когда пообещал не допустить разработку месторождений "без достижения общественного согласия". После его победы на выборах особых проблем у УГМК в регионе уже не наблюдалось.
Политическая всеядность УГМК и его хозяев проявилась еще вначале текущего века. Тогда в Свердловской области компания спонсировала объединенный блок из либеральных организаций СПС и "Яблоко", которые шли на выборах единым фронтом против партии власти. Правда, в итоге блок развалился, финансирование было прекращено. Не исключено, что в результате договоренностей Махмудова со старым политическим "волком" Эдуардом Росселем.
Учитывая это, можно предположить, что ныне Искандер Махмудов также решил делать ставку именно на партийные структуры. Но те, которым еще надо под кого-то "лечь", обеспечив себе финансирование, как "Новым людям". Карманная партия, или хотя бы карманная фракция в Гордуме Махмудову явно не повредит. Только вот какой прок от этого для простых избирателей, понять сложно.