Убытки Снегурова – «бонусы» Доева?
Структуры группы «ВИС» Игоря Снегурова все чаще становятся участниками громких скандалов и судебных разбирательств в регионах, грозящих холдингу колоссальными финансовыми потерями. Так, в Новосибирске областной Минздрав через суд добивается взыскания неустойки в размере 54,6 млн рублей с подконтрольного «ВИС» ООО «Седьмая концессионная компания» за срыв сроков строительства семи поликлиник в рамках государственно-частного партнерства. Кроме того, в минувшем марте арбитраж признал банкротом связанную с группой компанию «Экология - Новосибирск» – бывшего регоператора по обращению с ТКО, в отношении руководства которого возбуждено уголовное дело о хищении 30 млн рублей. Конкурсный управляющий предприятия Владислав Баряев добивается привлечения к субсидиарной ответственности по долгам регоператора, насчитывающим 1,9 млрд рублей, головной структуры холдинга – Группа «ВИС» (АО) и целого ряда ее «дочерних» предприятий. В свою очередь, занимающего пост гендиректора группы Дмитрия Доева, требуют привлечь к субсидиарной ответственности по долгам обанкротившегося газпромовского предприятия «Энергогаз». Ранее Доев занимал руководящие должности в структурах «Газпрома», где считался лоббистом интересов «ВИС», способствовавшим получению холдингом миллиардных газовых контрактов. Сегодня Доев все больше отодвигает на второй план Снегурова, официально вышедшего из числа учредителей Группы «ВИС» (АО) и еще целого ряда компаний. В то же время сам Доев развивает параллельный бизнес с бенефициарами золотодобывающего холдинга «Селигдар» – совладельцами инвесткомпании «Русские Фонды» Сергеем Васильевым и Константином Бейритом, а также их деловыми партнерами, в свое время «засветившиеся» в истории с банкротством «Энергогаза». Начиная с 2019 года целый ряд активов Снегурова перешел под контроль коммерческих структур, аффилированных с «Русскими Фондами», чему в немалой степени мог способствовать гендиректор «ВИС» Дмитрий Доев.
У Игоря Снегурова проблемы с «Экологией»
Бывший гендиректор и бенефициар группы «ВИС» Игорь Снегуров – регулярный участник «Рейтинга миллиардеров» издания «Деловой Петербург», хотя сегодня размер его состояния можно озвучить разве что приблизительно. Например, если в 2020 году оно оценивалось в 44,75 млрд рублей (21 строчка), то в 2021-м – в 26,62 миллиарда (39 строчка). В феврале прошлого года на внеочередном Общем собрании акционеров группы Снегурова переизбрали на пост председателя Совета директоров; в 2023 году никаких сообщений об изменении в руководстве холдинга не публиковалось. Складывается впечатление, что миллиардер теряет контроль над структурами группы в регионах, где их деятельность оказывается в центре громких скандалов и судебных разбирательств.
Например, в минувшем январе стало известно о возбуждении уголовного дела об особо крупном мошенничестве в отношении неустановленных лиц из числа руководителей ООО «Экология - Новосибирск» – тогда еще действующего, а на сегодняшний день уже бывшего «мусорного» оператора: по версии следствия, компания недоплатила подрядчикам 30 млн рублей. В то же время, в официальном сообщении прокуратуры фигурировала и другая цифра – более 1 млрд рублей, поступивших на расчетные счета предприятия от граждан и юрлиц и перечисленных с целью хищения «аффилированному юридическому лицу».
Внесем определенную ясность: 75% «Экологии - Новосибирск» принадлежит ООО «Компания проектного финансирования» (КПФ) – 100%-й «дочке» ООО «Производственная фирма «ВИС» (ПФ «ВИС»). Напомним, что не так давно экс-регоператор обанкротился, точнее говоря, компания сама обратилась в суд с иском о несостоятельности, сославшись на наличие долговых обязательств в размере 1,9 млрд рублей. В минувшем марте Арбитражный суд Новосибирской области признал «Экологию - Новосибирск» банкротом, введя в отношении предприятия процедуру конкурсного производства.
Вот только отвечать по долгам обанкротившейся «дочки», видимо, предстоит и аффилированным с ней структурам: во всяком случае, бывший временный (а сегодня конкурсный) управляющий компании Владислав Баряев с февраля добивается привлечения к субсидиарной ответственности не только ООО «КПФ», но также ООО «ПФ «ВИС», его основного владельца АО «Группа «ВИС» и связанного с ними ООО «Экотранс-Н». Более того, он настаивал на принятии обеспечительных мер в виде ареста имущества компаний, входящих в Группу «ВИС», в общей сложности на 880,7 млн рублей, но арбитраж отказался удовлетворить заявленное ходатайство.
Новости по теме: Уволенный с треском прокурор Анапы Александр Фоменко за невероятные заслуги трудится «безопасником» СК РФ по республике Крым
Претензии к «ВИС» и претензии к Доеву
Еще одно громкое уголовное дело о мошенничестве в особо крупном размере было возбуждено в октябре прошлого года по факту хищения более 1 млрд рублей при строительстве первой на Дальнем Востоке скоростной автомагистрали «Обход Хабаровска». Его фигурантами стали опять-таки неустановленные лица из числа руководства уже знакомой нам компании-инвестора ПФ «ВИС», саратовского подрядчика ООО «ФДВ» и субподрядной организации из Москвы ООО «ТранСтрой» (с июня 2020 года его единственный учредитель – все та же ПФ «ВИС»). Правда, здесь структура холдинга пытается выглядеть пострадавшей стороной: как сообщал «Коммерсант», с заявлением в правоохранительные органы обратились именно ее представители.
Помимо экологических разбирательств, в Новосибирске «ВИС» столкнулась с еще одной проблемой – иском регионального Минздрава, с августа прошлого года добивающегося взыскания 54,6 млн рублей с ООО «Седьмая концессионная компания» (СКК) – «дочерней» структуры ООО «Национальный медицинский холдинг», в свою очередь принадлежащего головному предприятию – Группа «ВИС» (АО) и самому Игорю Снегурову.
Речь идет о неустойке за срыв сроков проектирования объектов здравоохранения – семи поликлиник в областном центре, проект возведения которых реализуется в рамках государственно-частного партнерства. Планировалось, что их введут в эксплуатацию в прошлом августе, а в 2023 году учреждения начнут принимать пациентов. Вот только не далее, как на минувшей неделе, в ходе визита на стройплощадки вице-губернатора Юрия Петухова и министра здравоохранения региона Константина Хальзова, выяснилось: строительная готовность первых трех объектов составляет 67-74%. Впрочем, в «ВИС» это называют «высокой степенью готовности». Видимо считают, что лучше поздно, чем никогда. Между тем, связанные с взысканием неустойки разбирательства продолжаются: очередное заседание в областном арбитраже назначено на 11 мая.
Следует также напомнить о конфликтах, связанных с гендиректором Группы «ВИС» (АО), скандально известным бывшим топ-менеджером структур «Газпрома» Дмитрием Доевым. Как известно, этого «выдающегося» руководителя кредиторы хотят привлечь к субсидиарной ответственности вместе с целым рядом физических и юридических лиц по долгам обанкротившегося предприятия «Энергогаз» (основной владелец – АО «Газпром центрэнергогаз»). Основанием для иска стали признанные незаконными сделки с недвижимостью ООО «Научный-6» – «дочки» «Энергогаза» – в общей сложности на 1,5 млрд рублей.
Доева в сети называют не иначе, как деловым партнером Снегурова. Причем их «партнерство» имело место во время работы первого в структурах «Газпрома»: Доев считался лоббистом интересов «ВИС», благодаря покровительству которого с 2003-го по 2014 год выручка группы выросла в 1,5 тыс. раз – почти до 30 млрд рублей, а компании холдинга вошли в число крупнейших подрядчиков газового монополиста. Сам Снегуров в интервью РБК категорически отрицал участие топ-менеджера в получении группой «газовых» контрактов.
Структуры «ВИС»: с Доевым, но без Снегурова?
Сегодня Дмитрию Доеву официально принадлежит целый ряд активов, среди которых есть и ранее подконтрольные холдингу Снегурова.
Например, с февраля прошлого года он – единственный учредитель ООО «Тридцать седьмая концессионная компания», ранее находившейся в собственности Группы «ВИС» АО и ликвидируемого ООО «Русгеоресурс» (совладельцы – Игорь Снегуров и Тимур Сабирзянов).
Стоит подчеркнуть, что на самого Снегурова либо с его участием было зарегистрировано 25 юридических лиц, часть из которых уже ликвидированы либо находятся в процессе ликвидации. Кстати, еще в сентябре 2021 года он и его компаньон Дмитрий Рябов официально вышли из числа учредителей Группы «ВИС» (АО) – головной структуры холдинга, причем информация об актуальных владельцах юрлица в открытых источниках отсутствует. По итогам 2021 года при выручке 764,5 млн рублей прибыль АО составила 502,3 миллиона, стоимость активов – 4,2 миллиарда.
Новости по теме: Земельные активы Межтопэнергобанка могут уйти за копейки
Не числится Снегуров и среди совладельцев ООО «ПФ «ВИС»: 93,5% компании принадлежат АО, оставшаяся доля – Евгению Скрябину.
Последний, с большой долей вероятности, может быть «человеком Доева»: Скрябин занимает должность гендиректора в ООО «Управление золотыми активами», в котором бывшему «газовому топ-менеджеру» принадлежит 49%, а 51% находится в собственности бенефициаров крупного золотопромышленного холдинга «Селигдар». Кстати, до октября 2021 года гендиректором Управления был все тот же Доев.
Тот же Скрябин, вместе со Снегуровым и Сергеем Ромашовым, входил в число учредителей ликвидированного в декабре 2021 года убыточного ООО «ВИС Инвест» и находящегося в процессе ликвидации ООО «ВИС Север». Ему принадлежит 10% в действующем ООО «ВИС Капитал» (80% находятся в собственности Группы «ВИС» АО, 10% – Сергея Ромашова). По итогам 2021 года при выручке в 133,2 млн рублей убытки этого предприятия составили 11 миллионов, стоимость активов – «минус» 8,7 миллиона.
Возвращаясь к ПФ «ВИС», стоит отметить его финансовые показатели: в том же 2021 году компания задекларировала выручку в 21,6 млрд рублей, прибыль в 1,3 миллиарда и стоимость активов в 10,4 миллиарда (для сравнения: выручка годом ранее –16,1 миллиарда, прибыль – 1,8 млрд рублей). Вот только в свете сказанного выше, сам собой возникает вопрос: а имеет ли Снегуров отношение к этим финансам или их контролирует возможный тандем Доева и Скрябина?
Специалисты по банкротствам из «Русских Фондов»
В 2019-2022 гг. Снегуров вышел из числа учредителей целого ряда предприятий, бенефициарами которых стали лица, аффилированные с небезызвестной инвестиционной группой «Русские Фонды» Сергея Васильева и Константина Бейрита. Речь идет о компаниях «Сельхозпром»,«Кречет»,«Вега-Газ»,«Вегамашпроект».
Подчеркнем, что в свое время «Русские фонды» отметились в упоминавшемся выше банкротстве «Энергогаза», по долгам которого, по мнению кредиторов, должен отвечать, в том числе, Дмитрий Доев. Напомним кратко: инициатором банкротства предприятия в 2017 году выступила московская фирма «Мегабилд», получившая право требования взыскания долга в размере 100 млн рублей в рамках договора цессии со столичным ООО «Антарес». Обе компании, по сути, являлись банальными «прокладками» и были ликвидированы в 2021 году с многомиллионными убытками.
Учредителями «Антареса» до февраля 2019 года выступали совладельцы «Русских Фондов» Васильев и Бейрит, а также ликвидированное в декабре 2018-го еще одно убыточное предприятие «Экспоспецмаш», принадлежавшее этим же бизнесменам и их деловому партнеру Геннадию Лаунеру. В число совладельцев ООО «Мегабилд» входила действующая и сегодня московская фирма «Максимус», учредителями которой являлись Сергей Васильев, Константин Бейрит, Маргарита Васильева и Сергей Татаринов.
До сентября 2021 года «Максимус» являлся одним из бенефициаров упоминавшегося выше ПАО «Селигдар» – соучредителя «Управление золотыми активами», 49% которого принадлежит Доеву. Проще говоря, за банкротством «Энергогаза» стояли будущие деловые партнеры Доева из «Русских фондов»; кстати, Сергей Татаринов с 2012 года занимает пост гендиректора «Селигдара».
Дмитрий Доев: «исполнитель» или «автор сценария»?
А теперь вернемся к предприятиям Снегурова, вышедшим из под его контроля к 2022 году. Совладельцами «Сельхозпрома» на сегодняшний день являются Лаунер, Татаринов и связанный с ними Илья Никитенко: с 2014 года он руководит компанией «Газнефтеинжиниринг» принадлежащей ПАО «Селигдар». Среди новых владельцев «Кречета» мы находим все тех же Никитенко, Лаунера, Татаринова плюс «Сельхозпром».
С «Вега-Газ» и «Вегамашпроект» ситуация обстоит гораздо интереснее. До декабря прошлого года компания «Вега-Газ» принадлежала «Русским Фондам», а в минувшем феврале перешла в собственность зарегистрированного в Москве ПАО «Наука-Связь». Эта же структура с ноября прошлого года контролирует «Вегамашпроект». Информация об учредителях ПАО в открытых источниках отсутствует; до августа 2021-го таковыми выступали 14 физических лиц, среди которых мы не находим имен бенефициаров и топ-менеджеров «Селигдара» или «Русских Фондов».
В сети о ПАО «Наука-Связь» можно найти публикации как о крупном игроке рынка информационно-телекоммуникационных систем, 16,4% в котором в июле прошлого года выкупило АО УК «РФЦ-Капитал» из Магнитогорска. До этой сделки аналогичная доля в капитале предприятия принадлежала АО «Ладья-Финанс», ликвидированном в прошлом мае с нулевой выручкой, прибылью в 2,3 млрд рублей и стоимостью активов 62,9 миллиарда.
Информация о владельцах «Ладьи-Финанс» отсутствует, зато бывшее ее правопредшественником одноименное ООО (ликвидировано в сентябре 2018-го) «засветилось» в схемах вывода активов «Югорскремстройгаза» – еще одной газпромовской «дочки», которую постигла судьба «Энергогаза», то есть, банкротство. Бывший гендиректор ООО «Ладья Финанс» Игорь Меньшенин с января 2022 года занимает аналогичную должность в компании «Нефтелайн Трейд» (выручка в 2021 году – 7,7 млрд рублей, прибыль – 53 миллиона), одним из совладельцев которой до июля 2021-го были уже известные нам «Русские Фонды».
С минувшего февраля единственный учредитель «Нефтелайн Трейд» – АО «ГК «Мелком», данные о владельцах которого отсутствуют, зато известно, что 35% в капитале его правопредшественника ООО «ГК «Мелком» принадлежали «Русским Фондам» Васильева и Бейрита, а также подконтрольным им компаниям «Теренсис» и «Ладья Ривер» (в минувшем январе ее объединили с «Русскими Фондами»).
Итак, в случае с ПАО «Наука-Связь» круг снова замыкается на уже знакомых нам людях и структурах, близких к руководителю Группы «ВИС» Дмитрию Доеву. Последний мог сыграть главную роль в переходе части активов Снегурова под контроль своих «старых знакомых».
Складывается впечатление, что сегодня Снегуров все больше теряет рычаги управления холдингом, в то время как его гендиректор наращивает собственное влияние. Учитывая описанное выше крайне неблагоприятное положение дел структур «ВИС» в целом ряде регионов, Снегуров вскоре может остаться у разбитого корыта. Зато у Доева уже налаживается совместный бизнес с бенефициарами «Селигдара» и «Русских Фондов».