Саратов рискует потерять миллиарды рублей из-за банкротства бывшего концессионера водоканала
Согласно ЕГРЮЛ, компания вышла из состава общества 11 декабря. Основным бенефициаром «КВС» стала компания «Опцион» - 99%, еще 1% - доля Элины Наводченко. Никаким другим бизнесом кроме «КВС» новая соучредительница никогда не владела и не руководила.
Компания "Опцион" принадлежит Александру Морозову, зарегистрирована она в Вологде, занимается финансовыми услугами. Также новому учредителю «КВС» принадлежит вологодская сантехническая фирма «Теплострой» и торгующее лесом ООО «Технотрейд». Последние две фирмы в 2023 году не имели сотрудников. Выручка «Теплостроя» составляла 37,7 млн рублей, «Технотрейда» - 478 тысяч. У «Опциона» на 2023 год значилось 9 сотрудников и 9,9 млн рублей выручки. После оперировавшего миллиардами "Лидера", мягко говоря, скромно.
Но главные неприятности, похоже, еще впереди. Согласно данным Центра раскрытия корпоративной информации, бывший концессионер ушел в технический дефолт - не выплатил погашение номинальной стоимости облигаций. Речь идет о 14-летнем выпуске ценных бумаг на 2 млрд рублей, размещенных в 2019 году. Компании не хватило нужного объема средств. После такого дефолта возникает риск банкротства самой компании, а это может серьезно ударить и по ее бывшим партнерам. Включая город Саратов, только недавно распрощавшийся с концессионером на абсолютно невыгодных условиях.
Как было заявлено на заседании Саратовской городской думы, которая в декабре 2023 года расторгала концессию, «КВС» за свой уход потребовало компенсацию затрат на создание и реконструкцию водопроводного имущества в размере 2,2 млрд рублей. Платить, как пояснял тогда замглавы города и глава комитета по экономике Алексей Никитин, придется 10 лет, по 220 млн рублей в год. Кроме того, концессионер чуть было не обанкротил городской МУПП «Саратовводоканал», чьими трубами распоряжался.
По условиям мирового соглашения, утвержденного примерно тогда же, когда расторгалась концессия - 25 декабря 2023 года, коммунальный МУПП (читай - бюджет Саратова) должен заплатить «КВС» 590,6 млн рублей. И гасить его он должен был примерно в том же объеме, что и город - 204,8 млн рублей в 2023 году и остальную часть по 34,2 млн рублей в месяц до конца 2032 года.
То есть всего Саратов должен концессионеру порядка 2,7 млрд рублей. График платежей в рамках мирового соглашения одобряло АО «ИК «Лидер» как учредитель КВС. С руководством ЗАО «Лидер», головной структуры, встречался перед расторжением концессии губернатор Роман Бусаргин.
Но теперь «Лидер» никакого отношения к «КВС» не имеет. Бюджет Саратова должен 2,7 млрд некрупной вологодской фирме, чья выручка за прошлый год упала на 34%. Если добавить к этому дефолт «КВС» по облигациям, картина складывается тревожная. Случись сейчас банкротство — обязательства Саратова легко попадут в конкурсную массу должника в виде дебиторской задолженности. А, главное - какое отношение фирма вологодца Морозова имеет к затратам на реконструкцию саратовского "Водоканала"? По назначению ли уйдут саратовские миллиарды, и как ими распорядится "Опцион"?
Риск, что обязательства Саратова перед бывшим концессионером попадут в конкурсную массу, если КВС обанкротится, действительно есть, считает глава юридического бюро «АргументЪ» Андрей Ларин.
- Расходы понес не собственник, а расходы несла компания. Она обладает своей субъектностью, у нее есть свои права и обязанности, - заметил он.
Впрочем, у администрации города есть шанс оспорить свои обязательства на 2,2 млрд, поскольку это соглашение было достигнуто во внесудебном порядке. Если дойдет до банкротства, то в рамках процедуры сумма эта вполне может быть оспорена.
- Если действительно город захочет это оспорить, он будет оспаривать. С другой стороны, я не исключаю, что город может с этим просто согласиться . И выплачивать другому лицу, кто купит эту задолженность, такое тоже нельзя исключать, - считает эксперт.
По итогам 2023 года выручка ООО «КВС» увеличилась на 2% и составила 3,1 млрд рублей. Но при этом отмечалось 100% падение чистой прибыли, которая сократилась до 1,1 млн.