Разгром бурятских эсеров: Баир Гармаев выбирает голубое
Совладелец сети магазинов «Барис», торгового центра Forum и других значимых для Бурятии активов был одним из пятерых представителей «СР» в Хурале. Теперь их осталось четверо — учитывая, что в созыв входило шесть эсеров, то получается, что за пять лет ячейка Иринчея Матханова растеряла треть мандатов. Впрочем, и сам он успел утратить в партии всякое влияние и власть.
Переход Гармаева, само собой, не случился на аудиенции с Цыденовым, а был заранее обговорен и согласован, но полное отсутствие сливов, традиционных в таких случаях (взять хотя бы ситуацию со сменой руководства администрации главы Бурятии) наводит на мысль о том, что операция проводилась в условиях строжайшей секретности. Это добавляет политическому ходу веса и размаха.В кампанию по выборам депутатов Народного Хурала, которые состоятся в сентябре 2023 года, партия власти, таким образом, входит с внушительной заявкой.
Фактически выносит дверь с ноги — пока другие только начинают подготовку.
Ценность Баира Гармаева в том, что он не просто узнаваемый депутат, который без проблем изберется по своему одномандатному округу № 31, но и «кошелек» для любой политической силы, в которой состоит. Так, если официальный доход в 36,5 миллиона рублей делает его одним из самых богатых хуральцев за 2021 год, то 150 (!) миллионов, принесенные в «семейный бюджет» его супругой, делают Гармаева самым богатым народным избранником в Бурятии.
И это только «белые» цифры, которые мы видим в официальной декларации. Совершеннолетние дети, прочие родственники и бизнес-партнеры, на которых переписаны активы империи депутата, помогают ему не «светить» совсем уж неприличными суммами. Но от Площади Советов, конечно, ничего не скроешь. И от некоторых других, куда менее публичных организаций, служащих на благо отечеству. К слову, первыми о «трансфере» Гармаева из одной партии в другую сообщили именно каналы, связанные с силовыми структурами.
Не так уж и важно, что именно стало причиной перехода — страх потерять нажитое богатство или обещание его преумножить. Факт в том, что «Единая Россия» в Бурятии переходит к агрессивной консолидации наиболее привлекательных для нее политических активов. А что для этих целей она использовать — кнут или пряник — зависит от договороспособности каждого конкретного кандидата.
Для Гармаева этот переход существенно ничего не меняет — надежная финансовая ситуация обеспечила бы ему избрание хоть от «Пенсионеров России». Во власть внутри Хурала он никогда не рвался — комитетской зарплатой в 250 тысяч рублей в месяц его не удивишь, а влияние он имел и без всяких регалий. Вероятно, преференциальная часть сделки лежит для него в совсем другой плоскости — непубличной.
Будь то угроза потери бизнеса или, напротив, рычаги для расширения.
Что до «Справедливой России», то у нее остается еще как минимум два финансовых «кита» — новый лидер отделения Сергей Пашинский и Виктор Ячменев, один из самых богатых депутатов Хурала за счет уже собственных активов, а не переписанных на жену. Оба — коммерсанты, и оба рано или поздно попадут в такую же коллизию, что и их бывший теперь уже однопартиец.
Остаются лишь Иринчей Матханов и Виталий Лыгденов. Первый разругался с центральным офисом партии и был вынужден уступить власть в отделении, что снижает его мотивацию избираться в Хурал почти до нуля; слухи о проблемах со здоровьем ситуации не помогают.
Второй уже предавал эсеров и без всяких спецпредложений — перед выборами 2018 года он переметнулся в «ЕР», а потом был пойман на помощи китайской компании, намеревавшейся массово вырубать и вывозить из Бурятии лес. С позором изгнанный из списков кандидатов Лыгденов вернулся в «СР», но ценности для нее никакой не представляет — ни денег, ни имени в республике у него нет.
Республиканская ячейка, таким образом, прямо на глазах рассыпается в прах. Центральному офису во главе с Захаром Прилепиным, по-видимому, придется устраивать полную перезагрузку в республике. Благо, готовый новый лидер у него уже есть — если для чего и вернется с Донбасса популярная в Бурятии Оксана Бухольцева, так это для того, чтобы вернуть родной партии былой вес и силу.