Команда губернатора Махонина инициировала «суд» над майором Огородниковым
Полицейскому инкриминировалось неправомерное использование имеющегося у него доступа к базе данных информационного центра областного ГУ МВД с целью незаконного сбора и распространения сведений о частной жизни граждан, которые он в течение двух лет передавал своему знакомому, получив от него в общей сложности 19 тыс. рублей.
Вину в инкриминируемом ему преступлении Огородников не признает. В регионе майор известен как борец с коррупцией, расследовавший ряд резонансных преступлений. Так, по информации бывшего депутата пермского Заксобрания Ильи Лисняка, в свое время в центре внимания Огородникова оказались незаконные схемы по выводу и продаже имущества компаний, входивших в крупный дорожно-подрядный холдинг «Юкон Груп». В схемах участвовал Андрей Алякринский, сегодня занимающий пост зампреда правительства Пермского края.
В свое время Алякринский руководил входившим в «Юкон Груп» предприятием «Пермавтодор», транспорт которого за бесценок выкупила принадлежавшая будущему чиновнику фирма «ДСТ Пермь», «осваивающая» бюджет на госконтрактах. Структуры «Юкон Груп» одна за другой обанкротились, причем временный управляющий предприятия «Пермдорстрой» Злата Серебрякова обращалась в МВД с заявлением о наличии признаков преднамеренного банкротства компании.
Другое расследование Огородникова было связано с «контрактными схемами», реализуемыми командой действующего пермского губернатора Дмитрия Махонина, специальным постановлением давшего «зеленый свет» проведению закупок у единственного поставщика без проведения торгов по самому широкому спектру вопросов.
По такой схеме «осваивались» колоссальные средства, выделенные на празднование 300-летия Перми, а также на реализацию специального проекта «Зеленое кольцо», причем в рамках последнего 300-миллионный контракт получила фирма «ВИАЛ Групп», аффилированная с и.о. руководителя губернаторской администрации Александром Смертиным.
Срок для майора Огородникова
Свердловский районный суд Перми вынес обвинительный приговор майору УЭБиПК ГУ МВД по Пермскому краю Николаю Огородникову, признав его виновным в получении взятки, трех эпизодах нарушения неприкосновенности частной жизни и 19 случаях неправомерного доступа к компьютерной информации с использованием служебного положения. Ближайшие три года бывшему силовику предстоит провести в колонии общего режима.
Как установило следствие, в 2020-2022 гг. Огородников неправомерно использовал имеющийся у него доступ к базе данных информационного центра областного ГУ МВД и за денежное вознаграждение занимался незаконным сбором и распространением сведений о частной жизни жителей региона. Конфиденциальную информацию полицейский копировал и затем пересылал через Telegram своему знакомому, от которого получил, в общей сложности, 19 тыс. рублей.
Сумма взятки, полученной за столь длительный срок незаконного «сотрудничества», выглядит откровенно смехотворной. По информации издания «URA.RU», сам Огородников утверждал, что речь идет о деньгах, которые он передавал товарищу, игравшему на бирже, а выигранную сумму якобы и посчитали взяткой. Вину в совершении инкриминируемого ему преступления осужденный не признал, уголовное дело в отношении взяткодателя выделено в отдельное производство.
Пострадавший за борьбу с коррупцией?
Вынесенный Огородникову приговор активно обсуждается в соцсетях и Telegram-каналах. Издание «Наша Версия» пишет о наличии у бывшего полицейского онкологического заболевания, потому нахождение в колонии для него может оказаться смертельным, причем в буквальном смысле слова. Но самое главное, на что делается упор, это участие Огородникова в раскрытии ряда резонансных преступлений коррупционного характера.
«Пермского борца с коррупцией, майора полиции Николая Огородникова посадили на три года за какую-то нелепую чушь, чтобы он не смог расследовать хищения команды губернатора Дмитрия Махонина по 300-летию Перми», – к такому выводу приходит Telegram-канал «Пермь Активная».
Гораздо больше конкретики приводит в публикации на своем канале скандально известный пермский политик, бывший депутат Городской думы Перми и регионального Заксобрания Илья Лисняк. Напомним, что в апреле 2023 года в отношении народного избранника было возбуждено уголовное дело о вымогательстве: по версии следствия, он требовал от сотрудника аппарата краевой администрации крупную сумму денег, в противном случае угрожая распространением некой компрометирующей информации.
От следствия Лисняк скрылся, был объявлен в международный розыск, а в прошлом декабре его досрочно лишили депутатского статуса по причине внесения недостоверных сведений в декларацию о доходах и имуществе. Обвинения в свой адрес опальный парламентарий характеризует не иначе как «дичь в духе политического блокбастера, которую затеяли наши пермские коррупционеры». Впрочем, речь не об уголовном деле Лисняка, хотя и оно в определенной степени помогает понять пермские политические реалии.
Имущество «Юкон Груп» уходит за бесценок
В своей публикации Лисняк уверяет, что поддерживал с Огородниковым тесные контакты. Работая в полиции последний якобы выявил «обнальные и растратные схемы нынешнего краевого вице-премьера Андрея Алякринского». Что же собственно «накопал» майор Огородников?
Речь идет, в частности, о распродаже активов предприятий «Пермдорстрой» и «Пермавтодор», входивших в структуру дорожно-подрядного холдинга «Юкон Груп», в 2015 году перешедшего под контроль руководителя «Первой нерудной компании» Сергея Крутикова и выходца из Чечни Рамазана Тарамова. Вскоре ЗАО «Юкон Груп» оказалось на грани банкротства, а чтобы имущество холдинга не было передано в конкурсную массу, его стали «выдергивать»заинтересованные лица. В числе таковых, по версии Лисняка, оказался и вышеупомянутый Андрей Алякринский, ранее занимавший пост гендиректора «Пермавтодора».
В частности, «поживилось» ООО «ДСТ Пермь», в число совладельцев которого до августа 2016 года входил Алякринский: за мелкий прайс в 350 тыс. рублей фирма через подставных лиц выкупила пять самосвалов КАМАЗ и грузовик Renault Kerax, фактическая стоимость которого достигала 5 миллионов. Кстати, компания «ДСТ Пермь» активно «осваивает» бюджетные финансы на госконтрактах, портфель которых на сегодняшний день превышает 1,2 млрд рублей, и декларирует многомиллионную прибыль.
Что касается структур «Юкон Груп», то они, включая «Пермдорстрой» и «Пермавтодор», «благополучно» обанкротились. Показательный момент: в начале 2017 года «Коммерсант» сообщал о направленном в ГУ МВД России по Пермскому краю заявлении временного управляющего «Пермдорстроя» Златы Серебряковой, в котором говорилось о наличии признаков преднамеренного банкротства предприятия. Вот только ход заявлению так и не был дан.
Контрактные схемы под 300-летие Перми
Перед нами только один пример деятельности аферистов. Если же верить Лисняку, Огородников собрал целую папку материалов, тянувших на полноценное уголовное дело, которую передал в пермское ГСУ МВД, где документы «легли в стол коррумпированного полицейского Андрея Приходько» и были «похоронены». Андрей Приходько, о котором говорится в публикации экс-депутата, это бывший начальник одного из отделов ГСУ ГУ МВД по Пермскому краю, не далее как в минувшем апреле назначенный на пост замминистра (статс-секретаря) территориальной безопасности региона.
Попытка Огородникова передать результаты проведенного им расследования в Пермский межрайонный следственный отдел СУ СК также оказалась безрезультатной. Здесь Лисняк усматривает возможное противодействие со стороны руководителя отдела Николая Платунова, получившего скандальную известность после появления в сети видеозаписи, на которой он нецензурно выражается в адрес владельца автомобиля Tesla и угрожает «поотрезать бошки» виновникам ДТП, в котором пострадала его сноха, а заодно и Илону Маску.
Но этим антикоррупционные расследования майора не ограничивались. Опять-таки по версии Лисняка, Огородников активно «копал» под действующего пермского губернатора Дмитрия Махонина и его ближайшее окружение. Дело в том, что на празднование 300-летия Перми из федерального и регионального бюджетов выделили колоссальные средства, которые предстояло «освоить» чиновникам совместно с близкими им коммерческими структурами.
Еще в марте 2022 года (то есть вскоре после начала СВО) на федеральном уровне были приняты законодательные изменения, в особых случаях допускающие закупки в формате «у единственного поставщика» без проведения конкурсных процедур. Теоретически, речь шла о закупках для нужд участников военной спецоперации, однако коррупционеры на местах нашли лазейку. Так, 17 марта того же года губернатор Махонин подписал Постановление Правительства Пермского края №194-П «Об осуществлении закупок товаров, работ, услуг у единственного поставщика», дав «зеленый свет» на заключение государственных и муниципальных контрактов с единственным поставщиком. Официально это делается«в целях противодействия недружественным действиям иностранных государств и международных организаций».
Вот только в тексте документа говорится о закупках самого широкого спектра: для реализации нацпроектов; для обеспечения завершения строительства, реконструкции, капремонта объектов капитального строительства; для охраны объектов и т.д. В этом перечне мы находим пункт о закупке «товаров, работ, услуг в целях обеспечения организации и проведения празднования 300-летия основания города Перми».
«Зеленое кольцо» губернатора Махонина
Казалось бы, какая связь между прошлогодним 300-летием Перми и «противодействием недружественным действиям иностранных государств»? Ответ напрашивается только один – коррупционная, так как под такую тему можно «освоить» миллиарды.
В качестве примера Илья Лисняк приводит инициированный Махониным проект «Зеленое кольцо», направленный на обустройство в 2022-2024 гг. «общественных пространств и экологическое восстановление долины реки Егошихи, включая Егошихинский культурно-мемориальный парк, долины реки Данилихи и благоустройство особо охраняемой природной территории «Черняевский лес», в том числе парка культуры и отдыха «Балатово».
По такой схеме контракт стоимостью 300 млн рублей на благоустройство долины реки Егошиха получила компания «ВИАЛ Групп». Ее учредителя и директора Виктора Пермякова Лисняк называет «двоюродным братом» и.о. руководителя губернаторской администрации Александра Смертина. Без учета вышеупомянутого контракта «ВИАЛ Групп» заработала на бюджетных подрядах свыше 676 млн рублей.
На фоне всего описанного антикоррупционный «крестовый поход» Николая Огородникова выглядит самоубийством.
Правда, в минувшем июле в УЭБиПК ГУ МВД по Пермскому краю прошли кадровые изменения: непосредственный начальник майора-разоблачителя Роман Тимофеев ушел в отставку и недавно трудоустроился директором по корпоративной безопасности в автомобильный холдинг «Verra», который СМИ связывают с депутатом Госдумы Романом Водяновым.
Увольнение Тимофеева источники информационного агентства «URA.RU» объясняли скандалами в ведомстве и предстоящей проверкой из Москвы.
На обвинительный приговор, вынесенный Огородникову судьей Юлией Гузеевой, смена руководства УЭБиПК не повлияла: если высокопоставленные чиновники в погонах и без таковых решили демонстративно наказать чрезмерно самостоятельного полицейского, то у них это получилось. И по чьей-то злой иронии в уголовном деле борца с коррупцией «в высших эшелонах» фигурирует взятка, хоть и в размере, вызывающем горько-скептическую улыбку