Сделка по петербургским дорогам ведет в Латвию через Башкирию?
Покупка СК «Орион плюс» башкирской компанией «Стройблоктехнология» является сюжетом со многими переменными, в которых могут быть задействованы Латвия, руководство Башкирии и другие регионы РФ. Что скрывается за этой новацией на петербургском дорожном рынке.
Башкирский «автодорожник»
Один из ведущих дорожных подрядчиков Санкт-Петербурга ООО СК «Орион плюс» получил нового собственника, которым стало ООО «Стройблоктехнология». Речь идет о важнейшей для региона компании – в конце мая 2023 года «Орион плюс» выиграла тендер на ремонт дорог в южной части северной столицы на сумму в 3,6 млрд рублей.
Согласно Rusprofile.ru, общий объем госконтрактов СК «Орион Плюс» составляет почти 83 млрд рублей – по любым меркам это значительные деньги, а вот годовой оборот покупателя данной организации ООО «Стройблоктехнология» всего 4 млрд рублей. Получается, что кто-то съел слона, и возникает вопрос, а откуда у этого «кто-то» на это деньги.
ООО «Стройблоктехнология» зарегистрирована в Уфе и сейчас меняет место своего нахождения (вероятно, на Санкт-Петербург). Компания была зарегистрирована в 2007 году, но неважно прошла через 2023 год – доходы и выручка организации снизились. Главные госконтракты фирмы приходились на Башкирию и Бурятию – больше всего заказов организация выполнила для ФКУ Упрдор «Приуралье» и ФКУ Упрдор «Южный Байкал».
Единственным учредителем организации числится Юния Бабилюк, на которую зарегистрировано еще три организации – две в петербургском регионе, а одна в Башкирии. Кроме строительства автомобильных дорог Бабилюк втянута в сельское хозяйство, деятельность в области архитектуры и строительства мостов и туннелей. Любопытно, что женщина поменяла ИНН с Санкт-Петербурга на Ленинградскую область, причем это случилось в тот самый момент, когда начался ее дорожный бизнес. Обычно люди такого не делают, а Бабилюк сделала.
Юния Бабилюк стала учредителем ООО «Стройблоктехнология» в 2021 году, а до этого с 2015 года организация принадлежала ее брату Владимиру Бугаю (80%) и уфимскому инженеру-строителю Анатолию Уманцеву (20%), который специализировался на строительстве мостов и был учредителем ряда профильных организаций. Это строитель-ветеран, еще с советским стажем.
Уманцев умер не позднее 2020 года, а в 2019 году его доля перешла Бугаю. Однако не Юния Бабилюк и не ее брат Бугай являются центральными фигурами в этом бизнесе, а другой близкий им человек.
Юрис, Юния и Ева Бабилюки
Мужем Юнии Бабилюк является Юрис Бабилюк, которого необходимо назвать центральной фигурой в этом бизнесе. Бабилюк родился в латвийском городе Саласпилс, из которого он затем переехал в петербургский пригород Всеволожск. На его имя с 2002 по 2010 годы в Санкт-Петербурге было зарегистрировано семь ликвидированных ныне организаций, которые занимались всем подряд – от торговли и операций с недвижимостью до рекламы.
Сегодня Юрис Бабилюк ничем не владеет и нигде не участвует и стоит как бы в стороне от этих дел, но его связь с дорожным бизнесом очевидна – например, он был первым генеральным директором ООО «РМС», второй дорожной компании, где учредителем сегодня значится его жена Юния.
Юрис Бабилюк не стремится к публичности. Единственный скандал с его участием связан с пьяным полетом на вертолете в 2014 году. Тогда Бабилюк составил компанию своему приятелю Алексею Афонченкову, с которым они вместе курили кальян в ресторане. Афонченкову надо было перегнать автомобиль со стоянки вертолета, но он опасался, что его остановят сотрудники ГИБДД и лишат прав за пьяное вождение. Бабилюк согласился помочь товарищу в этой миссии, которая закончилась падением в Финский залив и гибелью Афонченкова, сам бизнесмен получил перелом и в состоянии шока был спасен из воды.
У Юриса и Юнии Бабилюк есть дочь Ева Бабилюк, о которой известно, что она закончила РАНХиГС в 2023 году. В «Вконтакте» существует анкета девушки, которая, похоже, и является Евой Бабилюк, причем местом ее проживания указан родной для отца город Саласпилс. Не удивлюсь, если у семьи господрядчика Бабилюка имеется также латвийское гражданство. Да и, знаете, было бы странно, если бы его в этой истории не было.
Эпизод с «Марийскавтодором»
Чета Бабилюков с начала нулевых годов занимались разными бизнесами, но по-настоящему эти люди поднялись на дорожном строительстве в Башкирии, откуда в настоящее время возвращаются в Санкт-Петербуре поближе к родной и евроинтегрированной Латвии. Однако коммерческие интересы семьи уходят далеко за пределы петербургского региона.
Главной должностью Юриса Бабилюка вне семейных организаций являлось членство в совете директоров АО «Марийскавтодор», которое, естественно, замешано во многих историях коррупционного характера. В 2012 году компания заключила госконтракты почти на 1 млрд рублей (при курсе доллара в 32 единицы), но вместо их выполнения прославилась махинациями с недвижимостью в Марий Эл.
Например, предприятие продало чуть более чем за 600 тысяч рублей двенадцатиквартирный дом с землей в поселке Дорожный некому Константину Царегородцеву. Дешевле только даром, что тогда, что сейчас, причем через цепочку посредников данный актив перешел в собственность главе «Марийскавтодора» Андрею Ерофееву. Юрий Бабилюк в этих сюжетах был на вторых ролях, но навыки получил и, похоже, успешно применил в Башкирии.
На дорогах Башкирии
Главным игроком в дорожной отрасли Башкирии является АО «Башкиравтодор», которое находится под шефством главы республики Радия Хабирова и премьер-министра Андрея Назарова. В 2020 году на должность руководителя «Башкиравтодора» был назначен Ильдар Юланов, который в конце 2023 года был задержан по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере). Юланов, судя по всему, является родственником Хабирова и по этой причине поддерживался региональными властями.
«Башкиравтодор» и «Стройблоктехнология» работали вместе на реконструкции объектов на башкирском участке трассы М-5 «Урал», причем что здесь интересно. Если деятельность «Башкиравтодора» в основном ориентирована на республику, то компания Бабилюка активно работает во многих регионах РФ, включая Самарскую область, где эта организация совсем недавно получила серьезные подряды. Там ее также никто не знает, как и в Санкт-Петербурге, но это не мешает фирме победно маршировать по подрядам и госконтрактам.
Масштаб бизнеса очень большой и сложно представить, что начинавший со скромных масштабов Бабилюк работает за счет своих денег. Здесь просто обязан быть бенефициар, который помогает с заемными средствами и осуществляет административную поддержку.
Все идет к Хабирову?
Главным заказчиком «Стройблоктехнологии» является ФКУ Упрдор «Приуралье», чей новый глава Денис Абрамов в прошлом году был представлен руководству республики лично Хабировым. Глава Башкирии вместе с премьером Назаровым держат все дорожное строительство региона под личным контролем и уделяют ему много внимания, случайных людей в этой отрасли точно нет.
Компании Бабилюков не являются ведущими игроками на башкирском рынке, но они выполняют важные подряды, поэтому не могут не сотрудничать с местными властями, которые наверняка наладили с ними неформальные связи. Можно даже предположить, что успехи «Стройблоктехнологии» в других регионах РФ связаны с работой Хабирова на Старой площади, где тот получил выходы на всю территорию страны.
Дело в том, что в бизнесе Бабилюков не все гладко – заказчики периодически подают иски против «Стройблоктехнологии» за неисполнение условий госконтрактов. Характерными являются претензии ФКУ Упрдор «Южный Урал», но бизнес организации, несмотря на это, ширится по всей России.
Бабилюки вошли в Башкирию в 2015 году и за девять лет работы в республике пустили там прочные корни, а теперь переезжают. Зачем? Может это чей-то большой бизнес так уходит на федеральный уровень? Недавно Хабиров и Назаров похожим образом по-братски поделили ЖК в Подмосковье. Кроме того, у Бабилюков должны быть хорошие связи с Росавтодором, потому что основными заказчиками «Стройблоктехнологии» являются ФКУ, то есть федеральные организации, но и этот вопрос могли помочь решить бенефициары.
Вот так, компания предполагаемых граждан ЕС на башкирские деньги получает подряды на строительство дорог по всей России, включая стратегически важную и пограничную с НАТО Ленинградскую область.
И главное у кого выкупает – фирма «Орион плюс», ставшая главным активом Бабилюков в Санкт-Петербурге, взлетела на петербургском рынке в 2016 году, когда в состав ее акционеров вошли партнеры зятя бывшего министра обороны РФ Анатолия Сердюкова. После этого организация сразу выиграла конкурсы на 5 млрд рублей. Рост оказался настолько большим, что структура стала объектом внимания со стороны ФАС и ФСБ, однако серьезных проблем «Орион плюс» не получил. В то время как Дирекцию транспортного строительства Санкт-Петербурга возглавлял выходец из Минобороны РФ Вячеслав Урусов. Похоже, благодаря этому компания наладила получение госконтрактов и теперь передает отработанную схему Бабилюкам.