Поиск по сайту:

Эксперты предупреждают, что из-за санкций против российской нефтяной промышленности возникают новые сложности

Эксперты предупреждают, что из-за санкций против российской нефтяной промышленности возникают новые сложности
Эксперты предупреждают, что из-за санкций против российской нефтяной промышленности возникают новые сложности
По словам экспертов, пока Россию вытесняют с западных рынков из-за санкций, "СВО" ее руководство укрепляет связи с другими странами, которые не подотчетны «Большой семерке» или ЕС.

«Когда вы вводите санкции в отношении кого-либо и выгоняете его с законного рынка, вы можете лишиться возможности влиять на его поведение, по сути, вынуждая его обратиться к другим типам рынков», — сказал OCCRP Иэн Рэлби, основатель и гендиректор американской фирмы I.R. Consilium, которая специализируется на морском праве и безопасности.

«К сожалению, масштаб санкций против России в сочетании со столь же обширными санкциями против других игроков, включая Иран, Северную Корею, Венесуэлу и другие страны, привел к появлению третьего глобального рынка, — пояснил он. — И этот рынок — санкционный, а не законный или незаконный».

В четверг, 20 июня, ЕС принял 14-й пакет санкций против Москвы, введя ограничения на поставки сжиженного природного газа.

У России колоссальные запасы нефти и газа. Кремль готов вести торговлю со всеми, кто не прочь спонсировать военную агрессию. И есть много стран, которые не упустят шанс получить ресурсы из России со скидкой.

«Запрет на нефтеторговлю и ограничение цен на российскую нефть привели к серьезным изменениям в цепочке поставок», — говорится в докладе израильской консалтинговой фирмы Windward Ltd., специализирующейся на управлении морскими рисками.

Это верно для государств, которые подверглись аналогичным санкциям со стороны Запада: для них доступ к западному рынку и благам ограничен. Но это палка о двух концах: отказав им в доступе, Запад уже мало что сможет сделать, чтобы повлиять на их действия.

С начала вторжения в 2022 году Россия пренебрегала международными санкциями в отношении энергетического сектора, а ее нефтяные танкеры продолжали торговать нефтью на море. С помощью обманных маневров суда скрывали свои передвижения, выдавали себя за другие корабли, а поддельные документы позволяли им продавать запрещенное сырье.

Теперь российский «теневой флот» подпитывает экономику, в которой Запад практически не участвует, что на руку другим оппортунистам.

«Во времена Ирана и Венесуэлы “теневой флот” тоже существовал, но он был относительно небольшим и отвечал за санкционную нефть, — сказал Bloomberg в 2023 году Бен Лакок, один из руководителей нефтеторгового гиганта Trafigura. — А поток нефти из России совсем другой. Он огромен».

По имеющимся оценкам, в России тысячи судов переходят в «теневой флот», который ежедневно перевозит более 60 миллионов баррелей необработанной нефти и нефтепродуктов.

В некоторой степени своим появлением этот флот обязан ценовому пределу в 60 долларов за баррель, который в конце 2022 года ввела коалиция стран «Большой семерки», ЕС и Австралии. Ограничение затрагивает соответствующие судоходные компании, которые составляют солидную часть мирового танкерного флота — им запрещено содействовать торговле с Россией по цене выше указанной.

Для сравнения: в феврале 2022 года российская нефть стоила чуть более 91 доллара за баррель. То есть крупнейшие покупатели получили 33-процентную скидку, но в итоге вообще перестали покупать российскую нефть.

До войны США и Великобритания покупали более миллиона баррелей российской нефти в сутки, но теперь они обратились к другим поставщикам. ЕС в большей степени зависел от российского сырья, но все же в 2023 году сократил импорт до 600 тысяч баррелей в сутки. В 2021 году ЕС покупал 3,3 миллиона баррелей в сутки.

Когда поставки на Запад практически прекратились, вырос спрос на Востоке.

«Есть много сторонников и добровольных участников, которые играют на обоих или даже на всех трех основных рынках. Такие страны, как Китай и Индия, пытаются защитить свое место на законном рынке, одновременно выражая не только желание, но порой и необходимость продолжать торговлю с субъектами, находящимися под санкциями, в том числе с Россией», — сказал Рэлби OCCRP.

Например, с 2021 по 2023 год Турция увеличила импорт российской нефти на 150 процентов. В тот же период Китай стал покупать у России в среднем на 700 тысяч баррелей в сутки больше — объем закупок увеличился с 1,6 миллиона до 2,3 миллиона баррелей. Самые высокие показатели у Индии: в 2023 году она купила нефти на 1900 процентов больше, чем в 2021-м — объем импорта возрос с 100 тысяч баррелей в сутки до 1,9 миллиона.

Государства Африки, Ближнего Востока и Латинской Америки также стали играть на рынке более важную роль, когда появилась такая возможность.

В общем, энергетическому сектору России удалось избежать значительного ущерба. Эксперты из Windward отмечают, что в апреле 2024 года Россия удвоила доходы от нефти и газа в годовом исчислении — они достигли 14 миллиардов долларов.

«Это связано с ростом цен на газ и с тем, как привлекательна российская нефть для тех, кто не обязан соблюдать санкции или предпочитает их игнорировать», — сказали журналистам в израильской фирме.

А некоторые полагают, что это новая грань нефтяной экономики, которая появилась из-за действий Запада. Предполагалось, что из-за санкций у России не станет денег, чтобы продолжать войну в Украине, но, похоже, все вышло иначе.

«Есть опасения, что мы, возможно, подтолкнули друг к другу некоторых злоумышленников, — сказал Рэлби OCCRP. — Тех, на кого мы наложили санкции, и тех, кто попал под санкции за сотрудничество с ними. И от этого возникают проблемы».

occrp.org

Тимур Гоголадзе
Регион: Россия

Распечатать


Все новости