Вместе весело пилить: лесопромышленный «бизнес» Мордашова и Чуркина?
Новым собственником активов финского лесопильного концерна Metsa Group в Ленобласти стала ГК «Вологодские лесопромышленники» Александра Чуркина. Сумма сделки не разглашается, но интересно, почему именно ГК «ВЛП» получила столь «вкусный» актив, когда на него наверняка зарились другие крупные игроки - например, ГК «Сегежа», входящая в АФК «Система» Владимира Евтушенкова.
Для выкупа активов необходимо было получить разрешение правительственной комиссии и ФАС. Судя по всему, Чуркину могли подсобить как раз в Комиссии по линии Минпромторга.
Мордашов и Мантуров за спиной
В апреле в Москве прошла встреча лидеров лесной отрасли с участием Дениса Мантурова, на которой выступал председатель совета директоров ВЛП, бывший вологодский депутат Александр Чуркин. А год назад, в апреле 2023 года, он же провел встречу с губернатором Новгородской области Андреем Никитиным, чтобы обсудить вопросы лесопильного производства на маловишерском заводе.
Новости по теме: В январе королева Дании Маргрете II отречется от престола в пользу своего сына, наследного принца Фредерика
Имелся в виду бывший завод австрийской Hasslacher, который Александр Чуркин заботливо выкупил при полном одобрении местных и федеральных властей.
Сегодня ВЛП активно продвигается как раз в Новгородской области, где сильны позиции губернатора Никитина. А последнего связывают давние хорошие отношения с Денисом Мантуровым и его могущественным соратником - главой «Ростеха» Сергеем Чемезовым.
«Ростех» и Новгородская область так сильно «дружат», что в 2020 году заключили объемное соглашение о сотрудничестве. Среди прочего госкорпорация примет участие в создании и развитии инновационного научно-технологического центра «Интеллектуальная электроника – Валдай».
Если за Чуркиным стоят Мантуров и Чемезов, то получить согласование от ФАС - дело техники. Но они - люди государственные.
Как удалось выяснить УтроNews, за самой сделкой, как и интересами Чуркина может крыться крупный олигарх - хозяин «Северстали» Алексей Мордашов.
Держателем Реестра акционеров ГК «ВЛП» является ООО «Партнер». Его собственники - ООО «Алгоритм» и ООО «Севергрупп». Обеими Мордашов владеет лично. При этом ранее структура была связана с двумя офшорами – «САЙТРЕНД ЛИМИТЕД» и «КРОУНХОЛД ЛИМИТЕД», за которыми могут крыться интересы олигарха.
Этот же «Партнер» выступает держателем реестра акционеров у Череповецкого фанерно-мебельного комбината (АО «ЧФМК»). За ним может стоять Алексей Мордашов. При этом у АО «ЧФМК» и ГК «ВЛП» есть сразу несколько совместных крупных предприятий.
Новости по теме: В Германии и Австрии задержаны несколько человек, готовивших серию терактов в новогоднюю ночь в Кельнском соборе и в центре Вены
Так кто же ведет Александра Чуркина по миру большого бизнеса, если не олигарх Мордашов? И понимают ли Мордашов, Мантуров и другие, что прибыли от финских активов, ставших собственностью ВЛП, могут пополнить бюджеты недружественных стран, раз едва ли не весь бизнес группы завязан на офшоры?
Свои офшоры ближе к телу
История ГК «Вологодские лесопромышленники» берет свое начало еще в 90-ые годы. Сегодня это достаточно крупный холдинг со стоимостью активов под 2,5 млрд рублей - и это только основное юрлицо.
Сегодня собственники ГК скрыты, но, как минимум, до 2021 года в числе учредителей структуры находилось ООО УК ВЛП - управляющая компания холдинга. И вот в ней то и «зашиты» владельцы и основное имущество.
Туда должны перетекать средства из других фирм группы. По итогам 2023 года УК получила чистую прибыль в 3,6 млрд рублей при нулевой выручке. Стоимость активов - почти 10 млрд рублей.
УК ВЛП принадлежит восьми собственникам. Самая большая доля в 49% у ООО «Капитал». Фирма на 99% принадлежит Александру Чуркину, он же руководитель. А вот 1% - за виргинским офшором «КЕМБРИДЖ ИНТЕРНЕЙШНЛ ГРУП ЛИМИТЕД». Он же выступает учредителем вологодского - ООО «Север-Финанс», и он же совладелец 14% капитала УК «ВЛП».
Но это не единственный офшор - почти 10% УК ВЛП владеет «ДЕЛОН ИНВЕСТМЕНТС ЛИМИТЕД» с Кипра. Еще около 20% у ООО «Бирюса», которым напрямую владеет Чуркин. Другие собственники ООО «Сить» и ООО «ТЛТ» также связаны с ним, и еще несколько процентов находится у миноритариев Ильи Попова и Андрея Коноплева - топ-менеджеров ВЛП.
С февраля 2024 года ГК «ВЛП» возглавил Александр Шаньгин, бывший руководитель ООО «ЛДК №1», которое ныне входит в состав группы. До 2022 года Шаньгин был учредителем ООО «Тайгатэкс», которое занимается вопросами консультирования по вопросам коммерческой деятельности и управления.
Московская компания, образованная только в 2021 году, сегодня глубоко убыточна. Сейчас ей владеет ООО «Истконсалт» - некоему Хуберту Вайссу и его предполагаемой близкой родственнице Юлии Вайсс. «Истконсалт» тоже занимается консультированием по вопросам коммерческой деятельности и управления.
Только вот в финансах у них творится что-то странное. По итогам 2023 года при выручке почти в полмиллиарда (!) рублей она сумела заработать лишь 1,6 млн рублей чистой прибыли, а годом ранее убыток в 57 млн рублей. Стоимость активов также минусовая - 54 млн рублей.
Можно ли предположить, что в компании могут просто «рисовать» финансовую отчетность, чтобы недоплачивать налогов?
Возвращаясь к ВЛП, структура является УК для ЗАО «Австрофор» (оптовая торговля лесоматериалами). Собственники последнего скрыты, среди них может быть сам Александр Чуркин. Фирма эта интересна тем, что судится с контрагентами. Структура выступала истцом на общую сумму 2,5 млрд рублей - по большей части, разбирательства с контрагентами по договорам поставок и их оплаты. Однако, выиграть «Австрофору», полностью или частично, удалось лишь в 21 таком деле из более, чем 250.
Получается, пока Россия ведет экономическое и даже военное противостояние с Западом, а иностранные инвесторы уходят из нашей страны - налоги с их бывших активов могут пополнять бюджеты тех же самых недружественных государств.
И все это может происходить при участии российского олигарха Алексея Мордашова, находящегося под перекрестными санкциями США и Евросоюза. До СВО такое поведение можно было бы назвать «непатриотичным», но сегодня оно вызывает куда более негативные коннотации - и может привлечь внимание контрольно-надзорных органов к деятельности вышеуказанных предприятий.
Распечатать