Как на бренде Российской академии наук зарабатывают коммерсанты
Приведем несколько примеров. И отметим: РАН имеет право предоставлять свой бренд, но за деньги. И в этом тоже видится культурный диссонанс.
Парадокс истории: РАН кропотливо формировал Петр Первый, но вот «разрезала ленточку» его супруга Екатерина Первая. За три века в академии были членами выдающиеся ученые с мировым именем. Сначала академия называлась Петербургской, потом Императорской, с 1917 по 1925 гг. – Российской, до 1991 года АН СССР, а после и сейчас – РАН. Ныне глава академии – Геннадий Красников. Академию начали создавать указом Петра Первого от 28 января (по старому стилю) 1724 года. Открыта Екатериной Первой 1 декабря 1925 года (император скончался 8 февраля того года). Первым президентом был ученый-медик Лаврентий Блюментрост, как и глава государства, родившийся в Москве, а скончавшийся в Петербурге. Также Петр
пригласил на хорошую зарплату несколько светил с мировым именем в разных областях. А уже в СССР переезжала из Ленинграда в Москву поэтапно, в начале 1930-х – сказывалось, что большинство ученых жило в городе на Неве. Конечно, в наше время академию порой сотрясали скандалы, в нее принимали не совсем «профильных» людей вроде Виктора Петрика, однако авторитет у РАН по-прежнему высок. Этим пользуются недобросовестные предприниматели, которые не совсем понятно на каких основаниях используют академический бренд. Который, безусловно, приносит доход. А ведь РАН принадлежит исключительное право на использование наименования «Российская академия наук» (или просто «РАН»).
«Академичка» и «Пушкинский дом»
Приводим примеры. Рядом с крупнейшим в Европе Сосновским парком работает Санкт-Петербургская клиническая больница Российской академии наук, у нее есть девиз – «Лучшие академические традиции – в современную медицину!». Еще с ленинградских времен клинику называют так – «Академичка». Больница и поликлиника при ней были открыты в 1962 году распоряжением президиума АН СССР. Их пациентами стал так называемый прикрепленный контингент – ученые, работники НИИ и академических центров, то есть сотрудники АН. С начала 90-х больница фактического отношения к РАН не имеет, она открыта для всех, но сугубо на коммерческой основе, в том числе для ученых. Но брендом РАН пользуется вовсю, оставив его в названии. На каком основании – дирекция отвечать на этот вопрос отказалась. А прайс-лист при этом приличный: к примеру, просто прием врача-гастроэнтеролога, без процедур, обойдется в 1700 рублей.
Ученый Андрей Д. рассказал корреспонденту «Нашей версии»: «Лечился в Академичке с середины 80-х по удостоверению сотрудника АН. Там очень хорошие врачи. Но теперь они принимают только на возмездной основе. Ученые с нашим-то зарплатами в науке уже этот ценник не тянут».
Еще в Петербурге с 2007 года действует издательство «Пушкинский дом», продающее книги в интернете. На официальном сайте есть фотография здания Пушкинского дома, что как бы подчеркивает принадлежность коммерческой организации к Институту русской литературы (ИРЛИ) РАН, основанному еще в 1899 году (по другим данным, в 1905 году). Гендиректор издательство Елена Гончарова действительно работает в Пушдоме, кандидат наук, однако коммерческое издательство «Пушкинский дом» к Пушкинскому дому РАН отношения не имеет. Просто использует бренд. В дирекции ИРЛИ на запрос «Нашей версии», есть ли у издательства какие-то лицензионные отношения с Пушдомом, пока не ответили. Если ответ все-таки придет, опубликуем.
«Суммы часто превышают 600 тысяч рублей»
Новости
по теме:В Японии объявили угрозу цунами из-за мощного землетрясения
Также в Петербурге шесть лет назад оказалось на высоте прокурорское реагирование. Цитируем сайт горпрокуратуры: «В Приморском районе госимущество незаконно использовалось двумя десятками организаций... это выяснилось в ходе проверки соблюдения требований закона при использовании помещений, которые находятся в оперативном управлении ФГБУН СПб научный центр РАН на улице Ново-Никитинской и Макулатурном проспекте». Как рассказали в прокуратуре, установлено, что 21 объект недвижимости занят без получения согласований от собственника. В Москве та же картина. Правда, с ней борются своими силами. К примеру, сама РАН засекла два факта незаконного использования академического бренда. Так, нарушителями, по версии академии, стали Северо-Западный центр экспертизы РАН и Экспертно-аналитический центр РАН. Эти фирмы используют в своих фирменных наименованиях и на фирменных бланках аббревиатуру РАН. Никакого отношения к академии не имея.
Впрочем, сама РАН готова заработать на своем бренде. При хорошем предложении. Так, на официальном сайте академии указано, что «использование зарегистрированных товарных знаков, правообладателем которых является Российская академия наук, возможно только на основе лицензионного договора». А сайт «Научная Россия» подчеркивает: «Российская академия наук и ее репутация широко известны во всем мире. Теперь этим пытаются пользоваться мошенники. Обычно они предлагают заключить договоры на поставку товаров с оплатой в течение 30 дней после поступления товара на склад. Суммы часто превышают 600 тысяч рублей. Эти предложения не имеют никакого отношения к Российской академии наук! РАН работает с поставщиками исключительно в рамках законодательства по контрактной системе».
Но работает же. И это, честно говоря, культурный диссонанс – наука и коммерция как дельфин и русалка – не пара. Цитируем «Научную Россию», однако наш источник в петербургском отделении РАН, кажется, довольно точно подметил червь в самом главном научном учреждении России: «Может, академия сама несколько виновата, что ее бренд незаконно используют в коммерческих целях? Ведь она занимается фактически бизнесом, в том числе сдачей в аренду многочисленной недвижимости. В 90-е еще это можно было как-то понять, государство на РАН выделяло копейки, но сейчас-то другой коленкор. Как-то это царство мамона (термин из Нового завета, с 16 века, в том числе в английской литературе, используется как символ стяжательства, культа денег) не вяжется с прикладной и теоретической наукой. Двум богам служить нельзя, как сказано в Библии. Интересно, чтобы сказал на этот счет Петр Первый, который душу вложил в академию, не жалел на нее «евробонды», как сказали бы некоторое время назад. А теперь престиж профессии ученого размывается из-за денежного культа. Огромный имиджевый удар по РАН. Перефразируя старую рекламу, скажу – имидж ничто, жажда денег всё».
Между прочим, в Петербурге несколько лет назад закрылось старейшее профильное издание «Наука» (петербургский филиал), размещавшееся на Васильевском острове. Здесь почти два века
печаталась первая русская газета «Санкт-Петербургские Ведомости», первые наши журналы, труды отечественных и иностранных ученых, произведения Михаила Ломоносова, Гавриила Державина, Александра Пушкина. И, конечно, типография относилась к РАН. Сейчас нашлись другие, с брендом, но глубоко коммерческие, за что мы их не осуждаем, просто констатируем факт.