Набиуллина жаждет смерти Киви банка

Набиуллина жаждет смерти Киви банка
Набиуллина жаждет смерти Киви банка
Вероятно, регулятор потребовал ликвидации банка в соответствии с законом «О банках и банковской деятельности», предписывающим ЦБ обратиться в арбитраж в течение 15 рабочих дней со дня отзыва лицензии у кредитной организации и потребовать ее ликвидации.

Центробанк подал в суд на Киви банк. Заявление зарегистрировал Арбитражный суд Москвы 14 марта. Вероятно, регулятор требует ликвидировать банк, отмечает РИА Новости. В материалах суда не указаны предмет и основания требований. Заявление рассматривается в первой инстанции. Агентство ссылается на закон «О банках и банковской деятельности». Он обязывает Банк России обратиться в арбитражный суд в течение 15 рабочих дней со дня отзыва лицензии у кредитной организации и потребовать ее ликвидации.

С таким предположением согласен гендиректор аналитического агентства «Бизнесдром» Павел Самиев: 

«Возможно, это иск про принудительную ликвидацию, и варианты, которые могли бы рассматриваться, это либо ликвидация, либо банкротство. Ликвидация предполагает, что для урегулирования всех долгов хватает активов, то есть нет проблемы утраты капитала и нет проблемы, чтобы в ходе ликвидации урегулировать всю задолженность, которая есть. Это в том числе следует из того, что отзыв лицензии был полностью мотивирован именно претензиями по таким факторам, как вывод средств, обналичивание, деятельность, которая связана с этой стороной, и плюс помощь в транзакциях для теневых структур и так далее. Здесь вопроса об утрате капитала и платежеспособности не было, ликвидация как путь в таком случае для банка применяется достаточно редко, чаще у нас были случаи банкротства после отзыва лицензии, и было связано с тем, что там была утрата капитала и также невозможность расплатиться с вкладчиками, кредиторами полностью и так далее. Здесь как раз путь ликвидации более логичен и был предсказуем, но можно ли было избежать в принципе сейчас какого-то сценария, что потенциально возврат лицензии или какие-то еще действия, которые могли бы рассматриваться в качестве позитивного сценария без ликвидации? Думаю, что все-таки нет, потому что нарушения такого уровня и все претензии, которые были предъявлены, и тот набор причин, по которым лицензия была отозвана, не предполагали много сценариев».

Центробанк отозвал лицензию Киви банка 21 февраля. Организация занимала 89-е место в банковской системе.

Ранее, в конце января, международная группа Qiwi продала российский бизнес главному исполнительному директору Qiwi Андрею Протопопову через гонконгскую Fusion Factor Fintech Limited. Сделка стоила почти 24 млрд рублей. Платежи разделили на несколько частей, погасить их нужно за четыре года. В международной Qiwi в феврале заявили, что из-за отзыва лицензии клиенты банка могут не получить платежи вовремя.

После ликвидации банка у российской Qiwi может возникнуть задолженность, считает эксперт финансового рынка Андрей Бархота:

— Поскольку есть в банковской практике, что многие банки, у которых была отозвана лицензия, идут в суд, действительно обращаются с судебными жалобами, то думаю, что регулятор решил подстраховаться, то есть юридически решил сделать еще и иск в суд. Это бы защитило его от дальнейших разбирательств в части справедливости отзыва лицензии.

— Если банк ликвидируют, как это повлияет на окончательное закрытие сделки по продаже российских активов?

— Это приведет к формированию некой задолженности по расчетам за эту сделку, это может быть от 9 млрд до 12 млрд рублей, потому что при ликвидации банка происходит расчет с кредиторами, то есть в первую очередь погашается задолженность Киви банка пред бюджетом, потом перед клиентами, а акционерная задолженность, если она есть, может стать и отрицательной, то есть еще собственники будут должны. Поэтому отсюда возникает разрыв погашения всей суммы по сделке по продаже всей группы Qiwi, и эта сумма от 9 млрд до 12 млрд может быть зависшей историей, которая будет реализована позже. Скорее всего, сейчас идут консультации по поводу того, как можно было бы структурировать эту задолженность, для того чтобы как-то ее растянуть во времени. Но при этом с учетом того, что банка уже нет, все-таки банк являлся важным элементом группы Qiwi и с точки зрения бизнеса — генератором более половины доходов группы, поэтому его ликвидация — это существенный факт, который в строгом смысле может даже поставить под вопрос легитимность сделки. Этот фактор, может быть, не был учтен в договоре купли-продажи.

Также аналитик предполагает, что в иске регулятора к Киви банку могут быть требования о возвращении средств клиентов.

Тимур Гоголадзе
Регион: Россия