Зачем арестовали главного таможенного антикоррупционера Дмитрия Мурышова

Зачем арестовали главного таможенного антикоррупционера Дмитрия Мурышова
Зачем арестовали главного таможенного антикоррупционера Дмитрия Мурышова
За последние сутки только ленивый не постебался над злой шуткой, которую сыграла судьба над генерал-майором Дмитрием Мурышовым.

Еще бы – начальника Управления по противодействию коррупции Федеральной таможенной службы России Мурышова арестовали в Международный день борьбы с коррупцией. Причем – именно за взятку.

Сейчас всем интересно, на чем именно погорел многоопытный «борец с коррупцией» в таможенных органах России Дмитрий Мурышов. Ведь всем понятно, что Федеральная таможенная служба – один из лидеров по коррумпированности в и без того запредельно коррумпированных госорганах страны. А внутренняя служба по борьбе с этой коррупцией на самом деле ни что иное, как коррупция в коррупции. Коррупция в квадрате, если не в кубе.

И всем понятно, что такие вещи просто так не происходят. Нет, конечно, нам регулярно сообщают о выявлении фактов взяточничества на таможне. В основном – по мелочи. Иногда, чтобы эта «борьба с коррупцией» не выглядела откровенным паноптикумом, сообщают о аресте какого-нибудь начальника средней руки. Впрочем, ловят этого начальника лишь потому, что недозанес по адресу положенного, либо кому-то нужно освободить место от зарвавшегося таможенника.

Судя по всему, приблизительно та же история и с главным борцом с коррупцией на таможне Мурышовым. Масштабы только иные да интрига жестче.

Новости по теме: Как обогащается следователь СК РФ Михаил Шишов

По официальной версии, Мурышов получил три взятки на общую сумму в несколько десятков миллионов рублей (и готовился к получению ещё одной) через посредников-подчинённых. От кого – неизвестно.

Показания о причастности начальника управления по противодействию коррупции ФТС Мурышова ко взяточничеству дали двое его бывших подчинённых. Взяткодателей таможенники, которым инкриминировалось посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК), почему-то не назвали. В результате в уголовном деле, которое по материалам ФСБ возбудили в Главном следственном управлении СКР, было сказано о получении денег от «неустановленных участников внешнеэкономической деятельности, специализирующихся на импорте товаров в Россию».

Миллионы, по версии следствия, были выплачены генералу «за общее покровительство, выраженное в содействии в перемещении товаров через таможенную границу». События развивались стремительно — 8 декабря следователь возбудил дело, а уже на следующий день его фигуранты были задержаны.

Правда, в отличие от генерала Мурышова, брать под стражу их не стали. Мурышова же Басманный суд отправил за решетку. Ему инкриминируются два эпизода получения взятки в особо крупном размере (ч. 6 ст. 290 УК РФ), получение должностным лицом взятки за незаконные действия (ч. 3 ст. 290), а также покушение на получение особо крупной взятки (ч. 3 ст. 30, ч. 6 ст. 290).

Это – официальная версия. Можно, кстати, в ней не сомневаться. В той части, которая касается именно вменяемых эпизодов. Мурышов взятки брал. Хотя вряд ли ту систему откатов и подношений, которая царит в российских таможенных органах, можно назвать милым словосочетанием «брать взятки». Это – отлаженный годами механизм колоссального кормления чиновников таможенной службы на деньгах, которые они изымают из госбюджета. Все четко тарифицировано и расписано: кому, сколько, с кого и за что положено. Такой себе симулякр настоящей таможенной службы, с той лишь разницей, что деньги текут мимо государственной кассы, в карманы людей, контролирующих кадры ФТС.

Помните, что говорил товарищ Сталин по поводу кадров? Он был глубоко прав, заявляя, что кадры решают все. Вот и в данном случае ответ на вопрос – «на чем спалился Дмитрий Мурышов» - прост до банальности. Он сгорел потому, что на таможне готовится замена главы службы. И – передел потоков.

Как известно, в январе следующего года, то есть буквально через месяц, истекает срок контракта нынешнего главы ФСТ России Владимира Булавина. А Дмитрий Мурышов, как это все прекрасно знают в недрах таможенной службы, - его ближайшая креатура. В обязанности Мурышова, причем в первоочередные, входил контроль за потоками денег, которые идут наверх. А верх у него один – Владимир Булавин.

И вот у Булавина через месяц истекает контракт. А желающих возглавить ФТС довольно много, и это не какие-то выпускники таможенных академий, которым «за державу обидно». Это – матерые коррупционеры на самом верху государственной пирамиды. Потому такая молниеносная посадка ближайшего сподвижника нынешнего главы Федеральной таможенной службы срежиссирована людьми весьма могущественными, имеющими влияние и на СКР, и на ФСБ.

Так что за что именно посадили начальника Управления по противодействию коррупции Федеральной таможенной службы России Дмитрия Мурышова – абсолютно неважно. Важно, что будет дальше. Вариантов развития тут только два – либо дело заглохнет, как это часто бывает с подобными громкими арестами в России, либо нас ждут захватывающие кадры с горами наличных денег, разоблачительными сюжетами и дальнейшими арестами в ФТС. Под прицелом сейчас начальник Мурышова, глава ФТС Российской Федерации Владимир Булавин.

Дмитрий Зацепин
Регион: Россия