КГИОП узрел Когана
Владимира Когана называли одним из самых закрытых участников списка Forbes и частенько вопрошали, откуда деньги на многочисленные проекты у бывшего госслужащего?
В декабре 2023 года завершилось разбирательство по иску комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП). Завершилось мировым соглашением, по которому ООО "Девелопмент-СПб" обязалось в течение 60 месяцев со дня утверждения этого документа провести реставрацию объектов культурного наследия на Свердловской набережной, 12 - "Сада с фонтаном и оградой", "Сквера", "Дома управлящего" и "Производственно-служебного корпуса" (Свердловская наб., дом 12, литера Г). Что мешало решить проблему, не доводя до суда, не известно. Сэкономить у наследницы Когана всё равно не вышло.
Компания-ответчик - ООО "Девелопмент-СПб" с 2021 года принадлежит ООО "С-Инвест", владельцем которого является Людмила Коган - фигурант рейтинга "Форбс" "25 богатейших женщин России — 2021", в 2019 году унаследовавшая активы своего умершего мужа - Владимира Когана, известного банкира, бывшего чиновника, занимавшего высокие посты в сфере строительства: в 2008-2011 годы - директор департамента строительства Министерства регионального развития РФ, в 2012 году - замминистра регионального развития — руководитель Федерального агентства по строительству и ЖКХ.
Тот же "Форбс" называл Когана одним из самых закрытых участников списка Forbes и удивлялся, откуда нашлись деньги у бывшего госслужащего на регулярно проворачиваемые крупные сделки. Так, например, в 2013 году Коган претендовал на долю Сулеймана Керимова в "Уралкалии", стоящую несколько миллиардов долларов. При этом ещё в 2012 году Коган был госслужащим.
Связи решают
В 90-х Когана называли самым влиятельным питерским банкиром (среди последних крупных активов - акции "Уралсиба"), приписывая ему знакомство с вице-премьерами, министрами, главами госбанков. Так, среди его партнёров фигурировал Давид Трактовенко - акционер "Промстройбанка", где Коган также позднее приобрёл долю. Источник, рассказывая о взлёте Трактовенко, связывал его с личностью бывшего зампреда правления банка Михаили Осеевского, после ставшего вице-губернатором Петербурга.
Также ходили слухи, что якобы Коган дружил с Сергеем Степашиным (экс-главой Счетной палаты), а супруга последнего, Тамара Степашина, даже якобы работала в "Банкирском доме "Санкт-Петербург".
Как сообщал "Форбс", ссылаясь на знакомых Когана, в своё время он также якобы особенно сблизился с блоком силовиков во главе с тогдашним начальником управления ФСБ Петербурга Виктором Черкесовым и вице-губернатором Ильей Клебановым.
Теперь не удивительно, как банкиру удалось выстроить свою империю.
Офшорные следы в империи Коганов
Анализ наследства, оставленного Коганом супруге, говорит о том, что он не брезговал офшорными схемами. К примеру, в истории владения тем же ООО "Девелопмент-СПб" отметилась кипрская фирма "Перкстрим лимитед" (была владельцем с 2014 по ноябрь 2020 года). Или вот: ООО "Финансовая Корпорация Никойл" перешла г-же Коган от "ПЛАСЛОДЖ ЛИМИТЕД", а ООО "Петровский Литтл Трэйд Хаус" - от "ГАЛАФЕРН ЛИМИТЕД". Так что, вполне возможно, что часть своей кубышки известный банкир держал за границей и не светил. Особенно в свете госслужбы.
Кстати, именно в ООО "Финансовая Корпорация Никойл" в своё время влилось ООО "Уралсиб-Финанс", которое принадлежало Николаю Цветкову - бывшему владельцу банка "Уралсиб".
Новости по теме: Сядет ли мойщик денег идеолога русского мира Малофеева Максим Криппа?
Когда у "Уралсиба" начались проблемы, санатором неожиданно для многих по итогам конкурса был выбран Коган, позднее ставший его основным владельцем. После смерти банкира ЦБ РФ заменил инвестора на наследницу 81,8% ПАО "Банк Уралсиб" Людмилу Коган, отметив, что план участия госкорпорации "Агентство по страхованию вкладов" (АСВ) в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка будут продолжен.
Ещё при Когане в оздоровление "Уралсиба", рассчитанного на срок до 2025 года, были привлечены депозиты АСВ на сумму более 90 млрд рублей. Как тут не вспомнить высокие связи?
В целом на сегодня империя Коганов состоит не только из финансовых юрлиц и банка, но есть в ней большая доля строительных активов. Не зря же в своё время Коган на госслужбе курировал именно стройку.
Более того, его сын - Евгений, судя по отчётам одной из компаний дивизиона семьи, в 2011-2012 годы работал референтом Федерального агентства специального строительства (Спецстрой России).
Миллиарды из бюджета
Не чурались компании Коганов и бюджетных траншей. Так, с ООО "Центр-Инвест-Строй", которое принадлежит Людмиле Коган и Александру Кретову (экс-депутату Госдумы), в 2010 году комитет по строительству Петербурга подписал контракт на 1,32 млрд рублей на проектирование и строительство здания для размещения "Академии танца под руководством Бориса Эйфмана".
Занятно, что это же ООО "Центр-Инвест-Строй" в 2008 году было исполнителем контракта с ФКП "Северо-Западная дирекция Госстроя - дирекция КЗС г. Санкт-Петербурга от наводнений" на строительство здания управления комплекса защитных сооружений по адресу: г. Кронштадт, квартал 19а. Сумма контракта была 1,101 млрд рублей. "Вишенка на торте" в том, что еще в 2006 году Коган занимал в этом ведомстве руководящую должность.
Позднее к работам появились претензии и дело даже дошло до суда и проверки Росфиннадзор. Но Коган и из этой истории вышел без каких-либо потерь, а претензии надзорного ведомства были оспорены.
Объект культурного наследия, о котором мы начали свою историю, является частью комплекса построек меднопрокатного и трубного завода "Розенкранц".
Судя по открытым данным, его планировали приспособить под очередное современное использование. О том, как на деле происходит сохранение наследия, мы можем судить из того, что КГИОП пришлось даже обращаться в суд. И это далеко не первый случай, когда сильные мира сего и девелоперы с увесистым лобби в коридорах власти забывают об истории в угоду золотому тельцу, не зря же в Петербурге в своё время появился реестр утраченных объектов культурного наследия.