Во сколько Украине обходится “Метинвест” Ахметова и Новинского
Об этом рассказывает polygraf.net со ссылкой на skelet.info.
“В Украине никакой помощи металлургии последние лет 15 точно не было”
Генеральный директор “Метинвеста” Юрий Рыженков в интервью Forbes-Украина
Чиновники в Украине действительно не сахар, но их желание получить с такой “паршивой овцы” как “Метинвест” чуть больше налогов имеет свое, вполне рациональное объяснение.
Возврат НДС
Если верить пресс-релизам “Метинвеста”, то горно-металлургическая монополия Ахметова и Новинского довольно существенно наполняет украинскую казну. Например, в 2019 году предприятия группы перечислили в бюджеты всех уровней 21,1 млрд гривен налогов и сборов. А в прошлом 2020 году и того больше — 22,1 млрд грн.
Правда, в эту сумму “Метинвест” включает налоги и сборы, источниками которых являются его работники, а он в данном случае выступает лишь налоговым агентом, то есть попросту взимает их и отправляет в бюджет в интересах государства. Речь идет, прежде всего, о налоге на доходы физических лиц (НДФЛ), военном сборе и едином социальном взносе (ЕСВ).
Без этих налогов и сборов сумма того, что на самом деле платит монополия Ахметова и Новинского в бюджеты Украины выглядит гораздо скромнее. Так, например, в 2019 году без НДФЛ и ЕСВ (вместе на них пришлось 8,2 млрд гривен) “Метинвест” заплатил в казну лишь 12,9 млрд гривен, а в 2020 году и того меньше — 12,2 млрд гривен (ЕСВ и НДФЛ — 9,9 млрд гривен).
На этом месте лоббисты “Метинвеста” начнут биться в истерике и орать, что если бы монополия не создала эти рабочие места, то и никаких налогов и сборов бы в природе не было. Здесь сразу две логические ошибки. Ни одно из своих предприятий Ахметов и Новинский не построили, а лишь прихватизировали. Все эти рабочие места — проклятое наследие советского режима.
Ну и самое главное, “Метинвест” достаточно активно борется с этим наследием. За последнее десятилетие монополия Ахметова и Новинского уничтожила 40 тысяч рабочих мест, и в течение следующих 10 лет намеревается ликвидировать еще 30 тысяч.
Впрочем, присвоение себе лавров по уплате чужих налогов — не самый тяжкий фискальный грех “Метинвеста”. Если мы возьмем его годовой отчет за 2020 год, то на странице 116 обнаружим, что в течение 2020 года группа получила из бюджета возмещение налога на добавленную стоимость (НДС) в размере 531 млн долларов США (а 2019 год — 668 млн долларов США). И по состоянию на конец 2020 года украинское государство должно было “Метинвесту” еще 172 млн долларов возврата НДС. Причем как подчеркивается в документе “возмещаемый НДС в основном относится к украинским дочерним предприятиям группы”.
Если перевести цифры перечисленных предприятиями “Метинвеста” налогов и сборов в бюджеты всех уровней (без НДФЛ и ЕСВ) в доллары по среднегодовоему значению официального курса мы выясним, что в 2020 году монополия Ахметова и Новинского заплатила в украинскую казну 453 млн долларов, а получила из нее 531 млн. То есть почти на 80 млн долларов больше.
По 2019 году ситуация еще более драматична. Ушло в бюджеты всех уровней 496 млн долларов, вернулось 668 млн. То есть “Метинвесту” досталось на 170 млн долларов больше чем он заплатил всех налогов и сборов.
Очевидно, что украинское государство щедро дотирует за счет бюджета детище Ахметова и Новинского. Прямо здесь у лоббистов “Метинвеста” начнется форменная пляска Витта. С пеной у рта они начнут доказывать, что такие фискальные механизмы есть почти у всех стран мира (а мы им напомним, что несмотря на широкую географию активов “Метинвеста” — это 16 стран мира — “возмещаемый НДС в основном относится к украинским дочерним предприятиям группы”).
Будут волать, что возмещение НДС это де помощь экспертерам со стороны украинской державы. А мы скажем: постойте, ну вот Рыженков эти жалкие 668 млн долларов в 2019 году помощью не считает и смело об этом говорит. И в 2020-ом 531 млн долларов — в упор не видит. Утритесь, балаболы, “беленькие каленковы”.
Не замечает, хотя в 2019 году чистая прибыль “Метинвеста” составила 341 млн долларов, а в 2020 году — 526 млн долларов. То есть если бы механизм возврата НДС не был прописан в украинском законодательстве, то сосал бы Юра голый KPI Уважаемого. А так спит на чистом, хотя из-за частых прыжков с парашютом к утру немного подтекает.
К сожалению, информацию о возмещении НДС “Метинвест” начал публиковать в своих годовых отчетах лишь с 2015 года. Поэтому сумму возмещения НДС за 15 лет, о которых говорит Рыженков, установить невозможно. Но только за шесть последних (2015-2020) из украинского бюджета Метинвесту перечислено/зачтено 3,2 млрд долларов НДС.
Работа с судами
Очевидно, что максимой “что хорошо для СКМ, хорошо для Украины” утешают себя не только исполнительная и законодательная ветви власти, но и наши суды. Вот список судебных решений, принятых в пользу горно-металлургической монополии Рината Ахметова, только за 2020 год:
22 января 2020 года Первый апелляционный админсуд отказался удовлетворить апелляционную жалобу Офиса крупных налогоплательщиков ГФС и оставил без изменений решение Донецкого окружного админсуда, которым был удовлетворен иск ЗАО “Авдеевский коксохимический завод” и отменено начисление налоговых обязательств на 873,6 млн гривен
13 февраля 2020 года Третий апелляционный админсуд отказался удовлетворить апелляционную жалобу Офиса крупных налогоплательщиков ГФС и оставил без изменений решение Днепропетровского окружного админсуда, которым был удовлетворен иск ЗАО “Северный горно-обогатительный комбинат” и отменено увеличение суммы денежного обязательства по налогу на прибыль на 112,8 млн гривен
26 февраля 2020 года Первый апелляционный админсуд отказался удовлетворить апелляционную жалобу Офиса крупных налогоплательщиков ГНС и оставил без изменений решение Донецкого окружного админсуда, которым был удовлетворен иск ЗАО “Металлургический комбинат “Азовсталь” и отменено уменьшение суммы бюджетного возмещения по НДС и начисление штрафных санкций на 320 млн гривен.
28 мая 2020 года Первый апелляционный админсуд отказался удовлетворить апелляционную жалобу Офиса крупных налогоплательщиков ГНС и оставил без изменений решение Донецкого окружного админсуда, которым был удовлетворен иск ООО “Метинвест-Ресурс” и отменены налоговые уведомления-решения об увеличении суммы денежного обязательства по налогу на прибыль на 335,1 млн гривен и об уменьшении суммы отрицательного значения объекта налогообложения налогом на прибыль на 10 млн грн.
23 июня 2020 года Днепропетровский окружной админсуд удовлетворил иск ЗАО “Центральный горно-обогатительный комбинат” в Офис крупных налогоплательщиков ГНС и отменил налоговые уведомления-решения на общую сумму 1,1 млрд гривен
21 июля 2020 года Верховный Суд отказался удовлетворить кассационную жалобу Офиса крупных налогоплательщиков ГФС и оставил без изменений решение судов предыдущих инстанций, которыми был удовлетворен иск ЗАО “Северный горно-обогатительный комбинат” и отменено налоговое уведомление-решение об увеличении суммы денежного обязательства по налогу на прибыль на 112,8 млн гривен
10 ноября 2020 года Донецкий окружной админсуд частично удовлетворил иск ЗАО “Металлургический комбинат “Азовсталь” к Офису крупных налогоплательщиков ГНС и отменил налоговые уведомления-решения на 678 млн гривен
14 декабря 2020 года Донецкий окружной админсуд удовлетворил иск ЗАО “Мариупольский металлургический комбинат имени Ильича” к Офису крупных налогоплательщиков ГНС и отменил налоговые уведомления-решения на общую сумму 130,3 млн гривен
1 декабря 2020 года Первый апелляционный админсуд отказался удовлетворить апелляционную жалобу Офиса крупных налогоплательщиков ГНС и оставил без изменений решение Донецкого окружного админсуда, которым было частично удовлетворен иск ЗАО “Енакиевский металлургический завод” к налоговикам и Главному управлению Государственной казначейской службы в Киеве и взыскано из госбюджета в пользу истца сумму бюджетного возмещения по НДС в размере 106,7 млн гривен и пеню в размере 105,9 млн грн.
Как видим, только в 2020 году предприятия Метинвеста вернули себе налоги на почти 3,9 млрд гривен (порядка 150 млн долларов). И это лишь результаты одного отдельно взятого года.
Объяснить столь потрясающую удачу монополии Ахметова и Новинского в судебной борьбе с фискальными органами можно лишь иррациональными причинами. Конечно, каждый работающий под началом Светланы Романовой непризнанный гений, а ГФС — сборище олигофренов на дожитии, но истина, скорее всего, валяется посредине. Просто наши судьи — самые честные и неподкупные в мире.
Кстати, это хороший маркер для судебной реформы Зеленского. Если по итогам 2022 года “Метинвест” взыщет из украинской казны по судебным решениям ранее уплаченных налогов более чем на 4 млрд гривен, то “все идет по плану!”
Налоги на выбросы вредных веществ
14 июля Еврокомиссия опубликовала новые правила по контролю за выбросами СО2. Пока это лишь проект, который еще будет обсуждаться и утверждаться в Европарламенте и Совете Европы.
Евроcоюз намерен ввести экологический налог на импортеров, продающих продукцию, произведенную с большими выбросами углекислого газа в атмосферу. В первую очередь, речь идет о производителях металла и удобрений. Одни think tanks утверждают, что для украинского экспорта в Евросоюз сумма налога может быть оценена в 400 млн долларов, из них 315 млн — придется на долю отечественной металлургии.
Алярмисты на зарплате “Метинвеста” настаивают, что негативное влияние на металлургию Украины от введения Евросоюзом Carbon Border Adjustment Мechanism (СВАМ) — 700 млн евро в год.
На самом деле не так уж важно сколько в итоге после 2025 года, когда этот налог заработает в ЕС, будет вынуждена платить монополия Ахметова-Новинского — 200 млн долларов в год или 400 млн евро Важнее то, что она будет должна платить этот налог в Евросоюзе по той простой причине, что в современной Украине отсутствует полноценное налогообложение вредных выбросов.
Ставка на эмиссию углекислого газа остается в нашей стране одной из самых низких в мире. В результате в 2020 году в Украине было собрано лишь 1 млрд гривен за выбросы двуокиси углерода. Это очевидное издевательство государства над задыхающимися жителями Мариуполя, Кривого Рога, Запорожья…
Здесь нужно пономнить, что из 20 предприятий, которые больше всего загрязняют атмосферу Украины, пять входят как раз в “Метинвест”. Причем лидером этого рейтинга последние 2 года является Мариупольский меткомбинат имени Ильича. В списке также “Азовсталь”, “Запорожсталь” Днепровский меткомбинат и ЮГОК.
Учитывая, что еще 9 топ-“вонючек” Украины принадлежит ДТЭК очевидно, что главным бенефициаром отсутствия в стране налогообложения вредных выбросов является Ринат Ахметов. А главный пострадавший здесь народ Украины.
В 2020 году “Метинвест” перечислил лишь 789 млн гривен экологического налога. А если бы в стране существоваали ставки налогообложения вредных выбросов, сопоставимые с европейскими, должен был бы заплатить на порядок больше — около 7 млрд гривен в год.
Эпитафия
Мы решили не углубляться в детали тарифной политики государственной “Укрзализныци”, благодаря которой только на перевозке ЖРС и угля “Метинвест” экономит более 3 млрд гривен в год. Решение о повышении тарифов с 2022 года вроде бы уже принято, но это же Украина. Здесь ни одно “решение партии и правительства” не застраховано от судьбы законопроекта 5600. Напомним, заявленный еще 2 года назад рост рентных ставок на добычу украинского ЖРС в итоге обернется их снижением в интересах Ахметова, Новинского и Жеваго.
В любом случае, вышеупомянутые цифры дают гораздо более убедительный ответ на вопрос, почему “Метинвест” несмотря на все приготовления, о которых рассказывает Рыженков, так до сих пор и не стал публичной компанией.
Если бы у вас на месте Ахметова и Новинского был во владении даже не офшор, в котором вы платите меньше налогов чем другие аналогичные бизнесы, а гораздо круче — вашу монополию из года в год финансировало государство за счет:
- возврата НДС на сумму большую чем группа заплатила налогов и сборов в бюджеты всех уровней - возврата ранее уплаченных налогов (плюс штрафов) через судебные решения
- возможности платить за загрязнение окружающей среды сущие копейки - заниженных тарифов на железнодорожные перевозки основных грузов (общий размер этих дотаций превышает по самым скромным подсчетам полмиллиарда долларов в год) — вы бы пошли в такой ситуации на IPO?
Да, возможно. Но только в одном случае в Украине установился политический режим, который отменил либо сильно обкорнал все вышеперечисленные гешефты имени Ахметова и Ноаинского. Но тогда возникает другая проблема: кому будет нужен глубоко убыточный в по-настоящему рыночном ландшафте “Метинвест”?
Ещё статьи по теме:
Распечатать