Фирташ прощается с титаном
Извлечение полезных ископаемых – бизнес специфический, где часто наибольший риск связан с нарушением правил эксплуатации месторождений. Как правило, это срывы программы работ, связанные с недостаточными инвестициями со стороны компании-владельца спецразрешения. Но случай с Межиреченским ГОКом воистину уникален.
В приказе Госгеонедр, которым аннулированы права на разработку Селищанского участка, указывается, что соответствующее решение ведомство приняло на основании информации от правоохранительных органов и субъектов финансового мониторинга о том, что предприятие «осуществляет финансирование терроризма в Украине».
Как известно МГОК входит в состав Group DF Дмитрия Фирташа. Этот бизнесмен уже несколько лет имеет неофициальный статус «австрийского узника», но получил его не за сотрудничество с террористами, а в рамках расследования по даче $18,5 млн взятки индийским чиновникам за получение разрешения на разработку титановых месторождений в Индии.С момента начала этого расследования в 2014 г. украинская власть за судьбу украинского олигарха не особо боролась, потому что капитализировать свою империю Фирташ начал как раз в президентские годы одиозного Виктора Януковича.
Словом, токсичных штрихов в жизни хозяина Group DF всегда хватало, но сотрудничество с терроризмом это слишком даже для него. Но о чем же в таком случае речь?
Ответом на этот вопрос являются письма от Службы безопасности Украины, Нацполиции и Госслужбы финмониторинга, которые прилагаются к вышеупомянутому приказу Госгеослужбы об аннулировании спецразрешения для МГОКа.
По данным «ОЛИГАРХА», в этих документах говорится об установленных фактах поставок с Межиреченского комбината ильменита (сырья для изготовления титана) на завод «Крымский титан», который находится на территории оккупированного Россией в 2014 г. Крымского полуострова.
По этой производственной цепи МГОК и оказался привязанным к терроризму. И если обсуждение справедливости или несправедливости этого обвинения в условиях продолжающейся войны России против Украины неуместно, то точно к месту напомнить другой факт. О кооперации Межиреченского комбината с «Крымским титаном» публично известно больше пяти лет, и все это время украинскую власть почему-то ничего не смущало.
Формально оправдать эту пассивность можно было бы тем, что упомянутое спецразрещение на разработку Селищанского участка МГОК получил совсем недавно, в апреле т.г., когда победил в соответствующем аукционе на Prozorro, предложив наибольшую сумму среди конкурентов – 50,1 млн грн. (при стартовой цене 3,36 млн грн.).
Но ведь есть и другой факт: кроме Селищанского участка комбинат Фирташа имеет разрешение на добычу ильменитовых руд на Межиречном месторождении (Житомирская обл.). А это вызывает логичный вопрос: почему ГОК не может сотрудничать с российскими террористами, поставляя им сырье с Селищанского участка, но может вести эту же кооперацию при поставках с Межиречного месторождения?
Ждать публичного ответа на этот вопрос от властей – трата времени. Но если взглянуть на этот прецедент в разрезе других событий, мотивация оппонентов Фирташа становится очевидной.
Во-первых, МГОК «вручную» лишается спецразрешения на фоне активизировавшегося в эти дни отъема у основателя Group DF Запорожского титано-магниевого комбината – одного из ключевых участников в титановом бизнесе «австрийского узника».
Во-вторых, святое место пустым не будет. Забрав Селищанский участок у команды Дмитрия Фирташа, власть создает буквально гарантированные условия для того чтобы это месторождение перешло в руки главного конкурента ООО «Межиреченский горно-обогатительный комбинат» на упомянутом конкурсе Prozorro – государственного ЧАО «Объединенная горно-химическая компания» (ОГХК). Это предприятие через две недели выходит на приватизацию, и «накачать» его дополнительным активом перед продажей равносильно тому, чтобы резко увеличить шансы его продать.
Владимир Комаров «ОЛИГАРХ»
Новости по теме: Мошкович ухватился за терминал
Распечатать